Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 11 начало исследованиям в области философии ненасилия в различных сферах гуманитарной науки, а в области педагогических практик российского образования развивается тенденция либерализации образования, сторонником которой был Л. Н. Толстой. Именно поэтому в Тульском регионе в школах, в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Институте повышения квалификации педагогических кадров региона на базе лаборатории «Школы Л.Н. Толстого» (руководитель Ремизов В. Б.) была задействована программа по изучению духовного наследия Л. Н. Толстого, которая предполагала проектирование исследований творчества мыслителя в различные уровни образовательных практик: от просветительского – научного – к педагогическому. В основе изучения наследия Л. Н. Толстого в ТГПУ им. Л. Н. Толстого – философия непротивления, что обусловило создание таких курсов как «Толстой и мудрецы мира», идеологическая сердцевина которой – идея «единой» религии, основанной на законах разумности-мудрости; «Толстой и искусства морали», где выделен «квадриум» моральных ценностей (искусство жизни, искусство смерти, искусство любви, искусство молчания, как основы человеческого существования), «Толстой и культура ислама», рассматривающего межрелигиозные взаимодействия на основе философии любви и идеи непротивления в различных религиозных культурах на примерах художественных произведений и философии мыслителя. Опыт их внедрения в образовательный процесс, в педагогическую и научную деятельность был апробирован не только в Тульском регионе, но и в университетах Российской Федерации (ФГБОУ ВПО «Дагестанский университет, Институт свободных искусств ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет») и др. Характерно то, что рамках программы (МОиН РФ «Культура ислама» 0322 Организация воспитательной деятельности с учетом конфессиональной направленности (квалификация – педагог- организатор с дополнительной подготовкой в области духовно-нравственного воспитания с углубленным знанием истории и культуры ислама). Программа составлена для направления 031600 Искусства и гуманитарные науки (Санкт- Петербург – 2008), автор разработала электронные учебные пособия: «Этика и аксиология ислама», «Л. Н. Толстой и искусства морали», «Л. Н. Толстой и культура ислама». В учебном курсе «Л. Н. Толстой и культура ислама» раскрываются религиозные, философские и метафизические истоки универсальности толстовского учения. Религиозно-нравственное учение Толстого представляет собой философско-религиозный синтез и проблема его конфессиональной и духовной идентификации до сих пор остается неразрешимой. Универсальное толкование христианства, философско- религиозный синтез Толстого заключаются в воссоздании целостного этико- метафизического духа принципов христианской этики. В основе заповеди непротивления – единая непротиворечивая метафизика зла , что приводит к универсальности и амбивалентности его учения, «вполне совпадает со всеми великими религиозными учениями мира в их неизвращенном состоянии». Цель учебного курса «Толстой и культура ислама» – формирование блока знания взаимодействия культур на основе анализа нравственного опыта Толстого, его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=