Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 10 подрастающего поколения нравственного отношения к миру – потребности улучшить жизнь через сотрудничество, взаимопомощь, без насилия и причинения вреда природе и людям. 3. Создание педагогической системы свободных взаимодополняющих и взаиморазвивающихся конструктивных социальных отношений (по принципу сетевого взаимодействия) между всеми участниками образовательного процесса – детьми, учителями, родителями на основе признания их самоценности и потребности личностного и коллективного роста независимо от социального положения и прочих различий. 4. Переход от «Школы Л. Н. Толстого», создающей условия для духовно- нравственного самосовершенствования учащихся, к активному гуманистическому созиданию новых социальных отношений в обществе.5. Разработка сквозной программы непрерывного образования и воспитания, построенной на гуманистических принципах духовно-нравственного самосовершенствования личности с определением специфики каждого этапа и функциональной значимости каждого ее участника [Комм. 2]. Исследования автора в данном направлении продолжились в изучении педагогического наследия и опыта толстовства – организованного общественного движения, которое имело широкое влияние на русское общество первой трети ХХ века. 4. Концепция «философии непротивления» Л. Н. Толстого (конец 90-х гг.) В это время выходят такие знаковые публикации как «Великие моралисты» М.,1995 А. А. Гусейнова, в котором на фоне жизнеучений великих моралистов мира идея непротивления Л. Н. Толстого развернута как «способ жизни», «нравственный урок жизни», что привлекает внимание к личности Л. Н. Толстого. В этом же ключе публикуются серии монографий Н. А. Никитиной, Г. Алексеевой, Е. Д. Мелешко «Философия непротивления Л. Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт», Тула, 1999, в центре которой – учение Толстого о непротивлении злу насилием как итог и высшее достижение его религиозно-философского творчества. Что означало непротивление для Толстого? Прежде всего, – главное свидетельство реальности духовного бытия, воплощения духовной истины в жизни. Учение непротивления постоянно развивалось и изменялось: от толкования исходной заповеди непротивления как нормы правосознания до ее понимания как ключевого принципа жизнеучения и в конечном итоге – высшего, всеобщего закона жизни. 5. Разработка методологических основ и образовательных практик религиозно-нравственной философии Толстого с целью внедрения в образовательный процесс (начало 2000 гг.). В конце 80-х гг. прошлого столетия в России возник острый интерес к истории русской философии в целом и к идее ненасилия в частности. Общественная атмосфера того времени располагала к этому, началось сближение с американскими и западноевропейскими учеными, чему способствовала знаковая конференция «Этика ненасилия», в которой автор принимала самое непосредственное участие, результат этой конференции публикация сб. «Принципы ненасилия» (М. «Прогресс», 1991.). Важен тот факт, что данная конференция положила

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=