Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 98 как в теории постиндустриализма диахронически выделяются три типа общества: доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное, постмодернисты также выделяют диахроническую триаду: премодерн – модерн – постмодерн, причем в своих временных параметрах длительности премодерн совпадает с периодом аграрного общества, модерн – индустриального, а постмодерн – постиндустриального. Однако, по своему объему ключевые понятия теории постмодерна существенно больше, нежели таковые в теории постиндустриализма. Да, премодерн (скажем, используя марксисткий концептуальный аппарат) в аспекте общественного бытия (экономический уклад, характер производительных сил и производственных отношений) совпадает с доиндустриальным обществом, но включает в себя и аспект (не выделяемый в теории постиндустриализма) общественного сознания: мировоззрение, ценностные установки, стиль мышления и творчества, систему популяризируемых в данном обществе культурных проявлений и артефактов. Аналогично соотносятся и следующие пары понятий: индустриальное общество – модерн, постиндустриальное общество – постмодерн. Соответственно, при совпадающей характеристике современного общества как информационного, постмодернисты делают иной, нежели теоретики постиндустриализма, акцент на характере циркулирующей в социуме информации. «Говоря об информации, – пишет по этому поводу Ф. Уэбстер, – они не используют экономические категории, не упоминают об изменениях в структуре занятости, не касаются обмена информацией во времени и пространстве. Информация интересует их как система знаков и символов. Они пишут о быстром развитии средств массовой информации, гипнотическом воздействии этих средств, разнообразии медийных форм, видеозаписях и кабельном телевидении, рекламе и моде, об интересе к человеческому телу, тату и граффити. Они привлекают наше внимание к особенностям повседневной жизни, в которой мы окружены океаном знаков и символов…» [5, с. 310-311]. Чем же объясняется такая полисемантичность постмодернистского дискурса? И где, собственно говоря, тот пункт, который делает постмодерн собственно постмодерном, то есть качественно определенным социальным феноменом, что только и позволяет говорить о новом типе общества – т.н. постмодернистском, которое при этом является и информационным, но не только в плане простого увеличения количества обращающейся в обществе информации, но – главное – в плане особой функциональной роли, которую играют потоки информации в обществе постмодерна. Есть серьезные основания утверждать, что ключевая особенность постмодерна, (которая только и делает его постмодерном) находится не в области экономики, не в области социального устройства, не в области политики и, даже не в области культуры (хотя во всех этих областях легко обнаруживаются проявления постмодерна) – эта ключевая особенность имеет мировоззренческий характер, и именно поэтому, заметим, так неразличимо сливаются в рассуждениях о постмодерне философия постмодерна как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=