Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 96 работающих в сфере услуг становится более 50% можно говорить о наступлении постиндустриального общества, а если более 50% всего объема трудовых ресурсов занято в сфере информационно-коммуникативных услуг, можно говорить и о возникновении информационного общества. Нельзя, однако, не заметить, что всей внешней логичности понимания Беллом постиндустриализма и информационного общества как качественно нового этапа в развитии социума, целый ряд критически значимых для концепции Белла определений и допущений не представляются корректными. Возникают, в частности, следующие вопросы: почему в современном обществе столь очевидным образом растет третичный сектор? Насколько правомерно противопоставлять постиндустриальный (связанный с производством, передачей и потреблением информации) труд труду индустриальному, нацеленному, как считается, на производство вещных благ? Следует ли концептуально дифференцировать и проводить сравнительный анализ различных типов информации, циркулирующих в информационном обществе: научного и инженерного знания, с одной стороны, и коммуникативно ориентированной информации (управленческой, рекламной, пропагандистской), с другой стороны? На эти и ряд подобных вопросов разработанная Беллом концепция постиндустриализма не дает достаточно удовлетворительных ответов. Детерминация роста третичного сектора связывается Беллом, в основном, с технологическими инновациями, повышающими производительность труда в первичном и вторичном секторах. Такой подход дает основания упрекать Белла в считающемся сейчас не совсем корректным «технологическом детерминизме», мало учитывающем влияние ценностных, социально обусловленных факторов на принятый в данном обществе тип хозяйствования. Противопоставление постиндустриального и индустриального труда также оказывается малоубедительным. Исследователями было отмечено, что «занятость в сфере услуг, определяемой, как отрасль, продукт которой нематериален и эфемерен, не ограничивается третичным сектором. Бухгалтера, работающего в банке, можно причислить к сектору услуг, бухгалтера, работающего на электронном заводе, – к индустриальному сектору, хотя работа, которую они выполняют, практически ничем не различается. Так и плотник, работающий в колледже или на строительстве, может быть отнесен к разным категориям. Отсюда следует, что такая категоризация не дает четкого представления о типе выполняемой работы, и что множество производителей товаров отнесены к сектору услуг, тогда как многие из тех, кто товар не производит, отнесены к первичному и третичному секторам» [5, с. 66]. Действительно, согласно, в частности, оценкам Гершуни и Майлза, не менее 50% роста занятости, наблюдаемой в сфере услуг, обусловлено «не междусекторными сдвигами, а внутрисекторным ростом третичности» [16, с. 125].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=