Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 85 христианского мира идей» [16, c. 136]. Для классической философской традиции, начиная с Аристотеля, «страх» имел скорее этический/ценностный (а в Средние века – этико- религиозный) характер, то для философов конца 19 века и экзистенциализма 20-го, страх рассматривается как категория онтологическая . Таким образом, в философии XX века страх трансформируется в основную тему философствования. Все экзистенциалы Хайдеггера в той или иной мере маркированы «страхом». Хайдеггер отказался впоследствии от понимания реальности, как системы «экзистенциалов». Однако, М. Хайдеггер был одним из философов, который сделал попытку заявить о страхе/ужасе, как основании экзистенциальной философии, не считая философии Кьеркегора [5, c. 5], где страх является фундаментальной категорией не только экзистенциализма, но и психоанализа [5, c. 5]). Последователи Кьеркегора, обращаясь к проблемам и темам человека, увидели существо страшащееся, боящееся: боящееся Бога, потом своего зреющего «бунта против Бога», страшащегося гибели Бога (крушения оплота нравов), испытывающего страх перед мертвым богом, перед своим скрытым потаенным «я» (или «оно») [1, c. 522] и т.д. и т.п. И Хайдеггер (с его экзистенциалами и «его» ужасом перед Ничто), и Ясперс с его «пограничными ситуациями» (ввергающими в отчаяние и страх), и, собственно, весь экзистенциализм с его расщепленностью (хотя бы раздвоенностью), шаткостью, неопределенностью мира («жизненного мира»), постоянным выбором и решением этого выбора в пользу абсурда (Сартр Ж. П., Камю А.) «В эту эпоху преобладает тревога пустоты и утраты смысла. Нам угрожает духовное небытие».) [13, c. 78]; а потом и структурализм с его «научной» доказательностью или, вернее, с его предложением не отворачиваться от «неумолимого» вывода об «отсутствии выводов» и невозможности каких-либо конечных (пусть и на миг) утверждений: всё философствование, рефлексия, самосознание современной нам эпохи, пронизано страхом (во всех его формах и причинах); потеряв бога/причину человечество теряет и свое собственное лицо [14]. Страх как бы выстраивает для себя новые горизонты, новые способы бытия-страха, расширяясь до бытия социального и виртуального (а социальное бытие в определенной степени и является виртуальным) – теории политического/общественного/социального действия собственно тоже продукт «страха» – ожидание террористического или ядерного апокалипсиса или неконтролируемого бунта масс, потерявших ценностную ориентацию и, как следствие, представление об иерархии (а теперь уже и таких же «элит» (К. Лэш)). Экологическая рефлексия – продукт ожидания глобальной технологической катастрофы: биоэтика в каком-то смысле – продукт страха перед ожидаемым «бунтом» природы. « Этика страха» как философское направление – выражение психологического состояния, проецирующееся на моральный менталитет современного человека, во многом детерминированного страхом. Эта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=