Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 83 А. Ю. Каширин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СТРАХ КАК КУЛЬТУРНАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИФОЛОГИИ В статье рассматривается «страх» как конститутивный феномен европейской культуры. Показана связь страха с пространством как «жизненным миром» человека. В рамках постмодернистской эпохи страх анализируется с точки зрения инструмента манипуляции. Обналичив свое присутствие в качестве «экзистенциала», страх выполняет функцию созидателя «пространств подавления и изоляции», выстраивая «новую» мифологию и идеологию исходя из рудиментарной презумпции «спасения в страхе». Ключевые слова: страх, тревога, пространство страха, страх и миф, страх и культура, эпоха постмодерна. A. Y. Kashirin Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) FEAR AS THE CULTURAL EXISTENCE OF MODERN MYTHOLOGY The article considers "fear" as a constitutive phenomenon of European culture. The connection between fear and space is shown as the "life world" of man. In the post-modern era, fear is analyzed from the point of view of the instrument of manipulation. Encouraging its presence as an "existential", fear acts as the creator of "spaces of repression and isolation", building a "new" mythology and ideology based on the rudimentary presumption of "salvation in fear." Keywords: fear, anxiety, space of fear, fear and myth, fear and culture, postmodern era. Культура во многом является продуктом страха [Комм. 1]. Как пишет Ницше – «Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования: чтобы иметь вообще возможность жить, он вынужден был заслонить себя от них блестящим порождением грез – олимпийцами. […] …из первобытного титанического порядка богов ужаса через посредство […] аполлонического инстинкта красоты путем медленных переходов развился олимпийский порядок богов радости; так розы пробиваются из тернистой чащи кустов» [9, c. 66-67]. Как и все явления культуры, страх носит символический характер, более того, по словам Шпенглера, страх продуцирует всю культурную символику, и, в таком качестве, выступает сигналом угрозы разрушения или гибельной трансформации иных символов (ценностей): «всякая символика проистекает из страха. Она знаменует защиту. Она есть выражение глубокого страха в старом двойном значении слова: ее язык форм говорит одновременно о враждебности и благоговении» [17]. С одной стороны, страх выполняет функцию защитного механизма в отношении норм и ценностей культуры. Это, своего рода, наследие биологического страха (страх как чувство выступающее залогом выживания биологического вида). Таким образом, можно говорить о страхе как залоге

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=