Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 79 толерантности, как и ее самой, во многом обусловило проявление интолерантности в агрессивных формах. Именно поэтому формирование единой концепции толерантности в наши дни является одной из ключевых задач социальной философии. Толерантность должна не только иметь определенное воплощение в культуре, но и быть осмысленна, «оправдана», институциолизирована философией. Для полноценного функционирования толерантности необходимо ее теоретическое осмысление, установление тех самых «границ». При становлении христианской культуры, ее встраивания в культурный европейский дискурс в эпоху перехода от Античности к Средневековью, христианству потребовалось отделиться от идеалов и норм прошлого, но, с другой стороны, также потребовалось встроиться в структуру культуры, изменив ее. Тесная связь средневековой культуры с религией, формированием и становлением христианства, усиление его могущества, и, напротив, кризисные явления в нем, главным из которых, на наш взгляд, является разделение на католическую и православную ветвь, требовала осмысления роли религии в жизни средневекового человека, ее границ. Для регламентации жизни средневекового общества актуальным был вопрос отношения религии к другим феноменам культуры: философии, науке, искусству. С учетом доминирующей роли христианской религии в Средневековье мы можем, таким образом, говорить о ее толерантности по отношению к вышеуказанным феноменам. Для средневекового общества веротерпимость не была характерна, толерантность связывалась с божественным началом. Она начинает возникать в средневековой культуре в рамках универсального сострадания. Если Бог терпим к людям, любит их, несмотря на все их недостатки, то и сам человек, созданный по образу и подобию Божьему, также должен исходить в своей жизнедеятельности из любви, терпения, кротости и сострадания. Подобное отношение к другому человеку указывало на зарождение толерантности и начало гуманистических тенденций. Безусловно, практическое воплощение подобного отношения в рамках средневековой культуры было зачастую затруднено, в политике и при ведении войны толерантность воплощалась редко, оставаясь в лоне религии, философских споров. Отдельно хотелось бы отметить важность толерантного отношения религии к другим феноменам духовной жизни общества. Несмотря на ее проникновение во все сферы общественного бытия в эпоху Средневековья, можно говорить о том, что религия не подавила ни философию, ни искусство, ни право, но лишь увеличила свое влияние на них. И в этом состоит наиболее важное проявление содержащегося в средневековой культуре элемента толерантности. Наиболее значимой с точки зрения философии и определения ее места в структуре средневекового духовного мира стала дискуссия о соотношении веры и разума в средневековой философии и богословии. Именно в ее ходе философия окончательно получила легитимацию и место в культуре средневекового мира. Несмотря на вторичный по отношению к богословию статус, признание философии легальной фигурой на культурной карте

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=