Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 78 тем, кто имел иных богов, что особенно явно проявилось в случае с Римской империей. Завоевывая новые территории и племена, римляне дозволяли продолжать верить в старых богов, введя их в Римский пантеон и подчинив Зевсу. Безусловно, как и всякий социальный феномен, религиозная толерантность в античном мире имеет свои, вполне оправданные, на наш взгляд, пределы. Наиболее известными случаями интолерантности по отношению к инакомыслию и неподчинению социальным нормам того времени является суд над Сократом и гонения на христиан в Римской империи. Однако, данные явления связаны, скорее, не с проблемами или недостатками античной культуры как таковой, а с личными или политическими интересами социальных групп и отдельных личностей, учинивших вышеуказанные процессы. Кроме того, смена религии всегда является делом весьма противоречивым и болезненным для государства, в котором происходит, поскольку такой процесс обусловлен, как мы полагаем, тем, что старая религия, по мнению ее сторонников, «не работает», то есть боги не помогают в обретении земного счастья. Подобную ситуацию мы можем наблюдать на примере Рима, где комплекс внешнеполитических и внутригосударственных проблем привел к общественному коллапсу. Это, в свой черед, вызвало недовольство старыми богами, начались разброды и шатания, Рим стал пристанищем многочисленных сект и направлений – от философских школ до максимально мистических или магических учений. Наибольшие гонения за отказ ввести своего Бога в пантеон испытали на себе христиане, что, с одной стороны, было объяснимо, поскольку они как представители монотеистической религии поступить иначе не могли. С другой же стороны, таким поведением они перешагивали границу толерантности, ведя себя не сообразно принятым нормам и тем самым обрекая себя на интолерантное отношение. Во многом выбор христиан как объекта гонений был не случаен, ибо политические и религиозные элиты Римской империи чувствовали в них угрозу (так как многие варварские племена избирали ее, и, следовательно, она скрепляла умы врагов). Кроме того, появление сильной альтернативы подрывало единство населения Римского государства, а отказ от выполнения религиозных и общественных обязанностей являлся прямым вызовом действующей власти. В этом можно заметить наличие пределов или границ толерантности античной эпохи, то есть тех условий и поведения, при наступлении которых толерантное отношение не может быть реализовано. За нарушение границ толерантности следует применение негативных санкций, как формальных, так и неформальных. Именно отсутствие должного теоретического обоснования толерантности и ее осмысления привело к чрезмерной, зачастую неоправданной жесткости по отношению к христианам. Как отмечает М. Б. Хомяков: «Как границы, так и содержание толерантности в очень высокой степени зависят от способа ее теоретического обоснования. При этом часто выход за эти границы, перенесение одного понимания толерантности на собственные объекты другой теории размывает ее содержание и даже способствует ее превращению в собственную противоположность» [8, c. 33]. Отсутствие должного осмысления границ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=