Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 76 теоретико-философское, концептуальное оформление толерантности в новоевропейской философии было подготовлено самой культурой, философским наследием прошлого и причастностью первых теоретиков толерантности к античной и средневековой культуре. Крайне важным является и то обстоятельство, что культура эпохи Возрождения, а затем и Нового времени «впитала» в себя достижения средневековой и античной культуры, вырастая на их «почве». Для античной культуры характерной чертой является «встраивание» ценностей в онтологическую систему мира, космоса. Всякая ценность является необходимой не только с точки зрения общественного обустройства и порядка, но и для гармонии самого космоса. Это связано с тем, что сам общественный порядок был частью космического порядка. Именно этим объясняется пристальное внимание античных философов – Платона и Аристотеля, к проблеме «идеального государства». Государство как часть бытия должно было быть выстроено, максимально упорядоченно, гармонично и служить идее блага. Таким образом, толерантность в том виде, в каком она может быть рассмотрена в контексте античной культуры, также была вписана в систему космоса и укоренена в нем, пусть и не называлась «толерантностью». Несмотря на отсутствие такого термина в дискурсе античной философии, мы можем отметить ее наличие, генезис уже на данной стадии европейской культуры. Отметим, что подобная «толерантность» имела место в основном только по отношению к свободным гражданам. Хотя рабство, на взгляд античных философов, было оправданно не только с точки зрения его (рабства) пользы для античного полиса, но и отвечало устремлениям души «психеи» самого раба. Попытаться усмотреть в этом особый вид толерантности, или искаженный вид заботы – значит дать человеку то место в обществе, к которому предрасположена его душа. По отношению к гражданам полиса, а впоследствии и Римской империи, понятие толерантности было применимо в большей мере. Относительное свободомыслие, отсутствие моральных устоев репрессивного и тоталитарного толка, традиции республиканского государственного устройства – все это способствовало повышению уважения к гражданину, его деятельности и выбору. Безусловно, определенные ограничения имелись, однако, как правило, все сводилось к правовому регулированию конфликтов, что давало человеку свободу выбора в личных делах и в личном пространстве. Так, в античной культуре мы можем найти представительство многих философских школ и учений, которые могли не соглашаться между собой, но при этом мирно сосуществовали в рамках философского дискурса. Менялось влияние какой- либо школы на культуры, их популярность, количество последователей, но открытых гонений на представителей тех или иных школ не было. Как пишет Л. В. Головатая: «Самым ярким свидетельством наличия терпимости в греческом обществе является движение софистов: возможность его возникновения, широкая распространенность, длительность и результативность. Как результат этого движения – формирование убеждения, что «отдельный человеческий индивид не только как представитель сословия, народа, государства, но и сам по себе обладает этической ценностью» [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=