Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 70 Социально-психологический подход связан с рассмотрением анимации сквозь призму философию массового сознания. А. И. Иваненко [3], исследуя деструктивные аспекты мультипликации, отмечает, что аниматограф не только отвлекает людей от реальности, но и изменяет ее, подменяя реальность анимационными артефактами (рекламы, косплей, игрушки) и искажая культурный код. Причину этого он видит в диалектике серьезного и несерьезного в анимации, в которой присутствует, с одной стороны, сказочный сюжет, а с другой – «серьезность» медиа, носящая суггестивный характер, что делает анимационный фильм не просто комической историей, а примером для подражания. Примеры деструктивных аспектов в советской анимации А. И. Иваненко находит в образах кота Леопольда («Месть кота Леопольда» 1975), который как мазохист пассивно терпит агрессивные действия мышей, эгоистичного Винни-Пуха («Винни-Пух» 1969), являющегося нарциссом, инфантильного поросенка Пятачка, грубого маскулинного Волка из «Ну, погоди!» (1969). Таким образом, А. И Иваненко подтверждает влияние медиа на сознание человека через демонстрацию в анимационных фильмах персонажей, носящих декструктивный характер. В обозначенном ракурсе исследует эстетическую сторону японской анимации Е. О. Самойлова [10], считая, что у субкультур свое понимание красоты, отличное от массовой культуры. Исследователь понимает аниме как особый культурный пласт, объединяющий сериалы и фильмы для людей разных возрастов. Уникальность аниме Е. О. Самойлова видит в большой символизации внешнего и внутреннего облика героев (большие глаза – доброта, черные волосы – отрицательный герой и так далее), а также в аллегорическом изображении бытия (падающие лепестки сакуры символизируют быстротечность времени). По ее мнению, авторы японских анимационных фильмов и сериалов пытаются приблизить зрителей к возвышенному, которое в аниме опирается на характер и поступки героев [10, c. 198-202]. Большое значение в этой связи автор придает эстетическому компоненту, обратив внимание на важность красоты и зрелищности аниматографа, что дает возможность для более глубоко изучения аниме, в том числе в сравнении с российской, европейской и американской традицией. Близким к социально-психологическому подходу является социально- философский . С. Нэпьер [14] в русле социально-философских задач своего исследования прослеживает развитие японского аниме от появления фильма «Акира» (1988) до работы Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке» (1997). Автор отмечает принадлежность аниме в Японии к массовой культуре, тогда как в США – субкультуре. При этом аниме воспринимается как культурная форма, опирающаяся на предыдущие высокие культурные традиции (кабуки, японские гравюры, традиции мирового кино и фотографии), поднимающая проблемы, известные по литературным и кинематографическим работам, влияющая на широкий круг зрителей. Объясняя свой интерес к японской анимации, С. Нэпьер выделяет несколько причин для изучения аниме. Первая причина состоит в том, что для интересующихся японской культурой аниме представляет собой увлекательную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=