Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 63 человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России и преемственность истории нашей Родины. В тоже самое время документ «Стратегия национальной безопасности России» выделяет и подчеркивает тот факт, что в современных условиях существуют определенные культурные вызовы, которые нацелены на «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганду вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, а также противоправные посягательства на объекты культуры» [Комм. 1] . Соотношение морали и права в российской культуре отражает менталитет и самосознание российского народа. Это подмечали русские правоведы В. С. Соловьев, П. А. Новгородцев, А. Ященко, которые в своих произведениях указывали на взаимосвязь морали и права с культурными традициями русского народа, понимающие право как «духовное творчество всего народа». В этой связи Мелешко Е. Д. в своей работе «Идея синтеза морали и права в теории федерализма А. С. Ященко» подчеркивает: «Новгородцев показывает главную отличительную позицию западноевропейской философии права: «Основное устремление западной мысли,– пишет он,– состояло именно в том, чтобы поставить человека и всю его нравственную жизнь на почву автономного закона личности, вне зависимости не только от Церкви, но и от религии вообще». Русская же философия права с наибольшей силой выразила гуманистический характер права, показав, что «главное в истории – это не институты, а лица, живые носители нравственного закона, от них зависит и усовершенствование институтов, обусловленное способностью лиц отделяться от исторического процесса и формулировать претензии требования к нему» [2]. Комментарии 1. «Стратегия национальной безопасности России». [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://pravoslavie.fm/review/vladimir-putin- sokhranenie-tradicion/ (Дата обращения: 08.04.2018) Литература 1. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права. СПб.: Алетейя.,1995. С. 229-246.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=