Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 57 стойким негативным отношением к ним как к препятствию, отнимающему много времени и мешающему получить больше знаний по интересующим предметам или «красный» диплом (36 % опрошенных). Достаточно негативно на этом фоне сказываются также и беглое (ознакомительное) изучение многих гуманитарных предметов и формальное отношение к возможности выбора самих гуманитарных предметов деканатами (как правило, без учета мнения студентов, на что указывают 20 % опрошенных), оторванность технических и гуманитарных дисциплин (32 %) опрошенных. Несмотря на объективные и субъективные препятствия, существует «пласт» студентов технических вузов, испытывающих определенный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин. Наибольший интерес студентов привлекают внимание те дисциплины социально-гуманитарного блока, которые могли бы быть связаны или помочь в будущей профессиональной деятельности. Это, прежде всего, иностранные языки (47 %), психология (46 %), экономика (40 %), исключение составляет история (45 %). Данные исследований говорят о том, что студенты осознают необходимость изучения социально-гуманитарных дисциплин, когда студенты становятся старше, в особенности на последних курсах обучения. Они начинают понимать, что получение даже хорошего узкоспециализированного технического образования явно недостаточно для успешной карьеры и межличностных коммуникаций. Инженеры в силу своей деятельности должны иметь «…способность работать в команде, межличностные навыки, способность работать в междисциплинарной команде, способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия… способность работать в международном контексте, приверженность этическим ценностям» [1, с. 141]. Первостепенным фактором формирования мотивации у будущих инженеров к социально-гуманитарном дисциплинам можно назвать фактор взаимодействия преподавателя и студента, их диалог. Преподаватель должен понимать специфику изложения материала, так как дисциплины социально- гуманитарного блока призваны формировать ценности, и в их преподавании скорее важны живые, личностные примеры, чем отвлеченная теория. Технические знания познаются, усваиваются, а гуманитарные переживаются и в этом их специфика. Большое значение имеет творческая среда как в коллективе преподавателей, так и в сообществе студентов, которая «носит комплексный характер и требует системного воздействия на этот процесс, включающий формирование как факторов профессиональной среды, так и креативной среды вне профессиональной подготовки: досуг, городская среда, условия творческого общения в самых различных сферах» [2, с. 11]. В самом начале чтения того или иного социально-гуманитарного курса, надо показать слушателям, как связан предмет с их профессиональным, социальным, культурным развитием. Например, изучение таких дисциплин как политология, теория управления, менеджмент качества формируют у будущих инженеров компетенции коммуникации, управления производственными процессами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=