Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 56 бытия. На уровне массового сознания существует мнение, что разработка каких-либо концептуальных схем в образовании в современных условиях вряд ли возможна, так как не сформирована, какая-либо общенациональная идея, отвечающая на вопросы «кто мы», «откуда» и «куда идем». Мы считаем, что столь однозначная зависимость концепции образования от национальной идеологии неправомерна и необоснованна. Наоборот, в отсутствии такой идеологии, именно концепция образования может стать определяющей в выборе направленности и механизма реформирования общества. Такой путь можно по праву отнести к числу цивилизованных путей социального реформирования. Очевидно, что в условиях социальной неопределенности, которая в настоящее время имеет место в России, именно образование должно взять на себя лидирующую функцию в определении дальнейшей стратагемы развития. К этому склоняются многие исследователи образования не только у нас, но и за рубежом. Бесспорно, что именно образование и воспитание закладывает модели деятельности человека в будущем, духовную составляющую этой деятельности. Именно духовное производство человека должно стать сегодня определяющим по отношению ко всей системе производства общественной жизни. В противном случае перспектива нового широко масштабного национального кризиса становится просто неизбежной. В технических вузах интерес к изучению гуманитарных дисциплин у студентов считается традиционно низким чаще всего по причине того, что они считаются «навязанными» учебными планами. Эта традиция еще с советских времен рассматривать общественные (социально-гуманитарные) дисциплины как средство для расширения кругозора, выработки мировоззрения, была связана с определенной идеологической доктриной, ушедшей в прошлое. Студенты технических вузов просто обязаны были изучать такие науки как, например, научный коммунизм и марксистско-ленинскую философию. Неудовлетворительные оценки по этим дисциплинам была сродни диссидентству. В постсоветские годы на место идеологической доктрины должен был встать интерес к проблемам, рассматриваемым в курсе истории, культурологии, философии, социологии и других предметов этого цикла. Многие преподаватели и ученые предполагали, что интерес вместо идеологии будет лучшим стимулом, для изучения гуманитарных дисциплин. Однако, сегодня главными стимулами к занятиям становятся чаще всего только прагматические. Изучается даже «через не хочу» то, что непосредственно связано с будущей профессией и поможет приобрести высокий социальный статус. Причины отсутствия мотивации к изучению гуманитарных дисциплин могут быть названы следующие: неинтересно, скучно на занятиях (24,5 % опрошенных) [Комм. 1], нет связи с будущей профессией (24 % опрошенных) в гуманитарных дисциплинах другая логика (22 % опрошенных). Основные препятствия, возникающие из отсутствия интереса студентов к изучению гуманитарных дисциплин, тесно связаны со сформировавшимся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=