Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 49 чего используются различные позитивные мотивационные технологии, другие вынуждены делать усилие над собой, улыбаться клиенту, справляться со стрессом, заниматься самомотивацией. На смену прежним проявлениям неравенства приходит новое – эмоциональное. Ещё И. Гофман продемонстрировал как эмоции становятся инструментом социального конструирования, особенно в условиях встречи лицом к лицу, т.е. погружения в общий фокус внимания. Так как подобное «столкновение» включает обмен эмоциональными реакциям, это способствует становлению солидарности [13]. В то время как одни вынуждены работать, соблюдая поставленные нанимателем условия, другие – получают глубокое удовлетворение и удовольствие от своей профессиональной деятельности, при этом в обоих случаях речь идет о наемных работниках Этика деловых отношений под влиянием передовых когнитивных исследований и цифровых технологий трансформируется от необходимости внешнего проявления к необходимости изменения внутренних ощущений, заставляя человека делать над собой усилие. Эмоциональный диссонанс, возникающий у сотрудников, нередко становится причиной неэффективной деятельности, неудовлетворенностью работой и эмоционального истощения. Поэтому психологи говорят о необходимости проявления сотрудниками своей самости, подлинных эмоций. В этом случае будет признано право человека быть человеком, а не машиной, и даст ему возможность достигнуть счастья… Но на этой оптимистичной фразе нельзя закончить. Согласно требованиям современных социальных технологий, счастье должно быть измерено. На трудность операционализации такого понятия как «счастье» обращал внимание П. Сорокин в своей заметке «Социологический прогресс и принцип счастья» [14, с. 507-512]. Подводя итог нашим рассуждениям, мы должны определиться со своей позицией: благо или проклятие эмоциональный контроль. Эмоциональный контроль существовал всегда, представление об уместности или неуместности проявления тех или иных чувств является итогом социализации, результатом усвоения наличной культуры. Для того чтобы дать оценку эмоциональному контролю, необходимо представить его в этическом измерении. В западноевропейской культуре с преобладающим аполлоновским началом, эмоциональный самоконтроль само собой разумеющееся начало. Рассуждая о страстях, Рене Декарт полагал, что надо «… иметь твердое и постоянное решение исполнять все, советуемое рассудком, не поддаваясь страстям и влечениям…» [3, с. 222]. А. С. Пушкин и вложил в уста Евгения Онегина слова, обращенные к Татьяне: «Учитесь властвовать собой» [11, с. 91]. Как и в случае с каменотесом существуют три сценария. 1) Положительные эмоции, сопровождающие творческую деятельность, не требуют специального контроля, кроме того, который усвоен в процессе социализации. 2) Человек считает своим долгом контролировать эмоции. Это внутренняя мотивация и Кант считал её вершиной морального сознания. Третий сценарий о внешнем эмоциональном контроле нежелателен, но кроме традиционного измерения он имеет и цифровое. Кто контролирует проявление эмоций человек или машина?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=