Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 46 Эти технологии активно внедряются в различные сферы деятельности: образование, маркетинг и продвижение на рынке, профессиональную деятельность человека. Они ориентируют работника на развитие индивидуальных профессиональных способностей, удовлетворяют запросы личности, давая ей положительные эмоции и мотивируя профессиональную деятельность. Мыслители всегда стремились к тому, чтобы сделать жизнь человека счастливой: Аристотель говорил о счастье как цели действий человека [1]. Он должен стремиться к счастью. Сенека говорил о том, что все люди хотят жить счастливо [12]. Современные работодатели (например, в компаниях «Яндекс» и «Заппос») активно внедряют корпоративные метрики для измерения уровня счастья своих сотрудников, а современный HR-менеджмент говорит об «удовольствии от выполнения работы» или «увлекательности рабочем процессом» [7]. Постмодернизм, стремясь отказаться от противоречия «труд-досуг», способствует размыванию границ между трудовой деятельностью и развлечением, обогащая первое игрой или творчеством, дабы сделать его более интересным и духовно-насыщенным. Особое значение эти технологии приобретают в условиях формирования так называемого креативного класса. Для этой категории людей труд является не просто способом материального обеспечения себя и своей семьи, а одним из источников получения удовольствия, самореализации [15]. Если не уподобляться древним грекам, которые всякий труд за материальное вознаграждение считали унизительным, то важно отметить возможность наличия творческого характера труда у наемного работника. Если геймификация изменяет внешнюю мотивацию трудовой деятельности, то креативизация делает труд в большей степени творческой деятельностью и приближает его к антропологическому идеалу. Контроль эмоций в трудовой деятельности В то время как специалисты озабочены тем, как сделать профессиональную деятельность одних более привлекательной путем геймификации, а путем креативизации превратить её в процесс самореализации индивида, другие вынуждены продолжать работать на низкооплачиваемой, неинтересной работе, постоянно испытывая отрицательные эмоции, раздражение или даже агрессию. В современном обществе, где ведущей становится сфера услуг, растёт и число работников, постоянно взаимодействующих с другими людьми. Как продемонстрировали многочисленные исследования, их эмоции влияют на работу, на взаимодействие с клиентом и, нередко, на число жалоб или желание обратиться за услугой вновь [19, 22, 28]. Так, исследование среди медицинского персонала в больницах Китая продемонстрировало прямую зависимость между умением контролировать свои негативные эмоции и эффективностью работы, а также удовлетворенностью пациентов [30]. Происходящие сегодня с невероятной скоростью изменения влияют на человека, на его понимание происходящего и порождают страх перед

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=