Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 37 этического сознания будущих специалистов по-прежнему идет не со стороны общества, а со стороны самих профессионалов, часть из которых работает в системе вузовского образования, а потому и само нововведение, и меры по его реализации можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это подтверждает готовность работников высшей школы выполнять свой профессиональный долг, реализовывая ценности и принципы вузовской корпорации, зафиксированные в кодексе профессиональной этики работника высшей школы России, в практике педагогической деятельности [24]. С другой стороны, это свидетельствует о продолжающемся росте профессионального сознания как феномене общественной жизни, и появлении новых способов профессиональной саморефлексии в целом. Характеризуя в целом второе и третье направления развития профессиональной этики, отметим, что их появление стало ответом на все более распространяющуюся ориентацию на карьерный и материальный успех, на все возрастающую опасность злоупотребления властью, которую дают специалисту профессиональные знания и возрастающее безразличие к отдаленным последствиям своей деятельности. Другими словами, эти направления явили собой пример соотнесения ценностей профессии с развивающимися потребностями и ценностями общества, пример профессиональной самокритики и поиска путей преодоления выявленных недостатков, что свидетельствует о возникновении внутренней потребности в создании системы профессиональной саморегуляции и ответственности. Поскольку профессиональная этика существует не сама по себе, а в контексте общественной жизни, в ее развитии и сегодня возникают новые тенденции. Например, создание межнациональных и междисциплинарных ассоциаций и организаций, в сферу деятельности которых входит организация конференций и дискуссий по насущным проблемам профессиональной этики, включая вопросы природоохранной деятельности, отношения к живому (вообще, а не только к человеку) и др., и освещение полученных выводов и решений в газетах, журналах, учебных пособиях и нормативных документах. Большую работу в этом направлении в нашей стране ведут АНО Центр прикладной и профессиональной этики (Р. Г. Апресян, Москва), АНО Центр прикладной этики: XXI век (В. И. Бакштановский, Тюмень), Мордовская республиканская общественная организация «Центр образовательных технологий, прикладной и профессиональной этики». Также следует отметить и такую важную особенность сегодняшнего дня, как возрастание общественного внимания к вопросам и проблемам профессиональной этики. Оно проявляется в том, что принятие этических стандартов профессиональной деятельности, как одного из способов разрешения моральных противоречий в обществе и противостояния потере ценностных ориентиров, стимулируется со стороны государства, о чем свидетельствуют майские указы 2012 г. [25]. Итак, профессиональная этика – это не застывшая система умозрительных представлений и отвлеченных рассуждений о профессиональной деятельности в целом или каких-либо ее конкретных проявлениях. Это – практическая философия профессий, отражающая мораль

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=