Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 36 выражает свою готовность и далее служить интересам общества, неся ответственность в случае некачественного исполнения своих профессиональных обязанностей. А потому крупномасштабное распространение профессионально-этических кодексов следует рассматривать как свидетельство роста профессионального сознания и поиска новых путей утверждения места и значения профессии в обществе. Говоря о втором направлении, то есть о создании этических комитетов и комиссий, отметим, что начале 50-х гг. XX века наблюдаются первые бессистемные попытки создания этических комитетов в сфере медицинской деятельности. Некоторые из этих комитетов рассматривали вопросы, возникающие в непосредственной практике врачебной деятельности, другие занимались проблемными вопросами экспериментальной медицины. В 70-х гг. XX века создаются первые стабильные регулятивные структуры: INSERM (Франция 1974 г.), Совет по медицинским исследованиям (Дания 1978 г., Канада 1978 г.). В 90-х гг. XX века этические комитеты появляются в России, и первым из них стал Российский Национальный комитет по биоэтике, созданный под эгидой Российской Академии наук в 1992 г. Впоследствии по пути, проложенному медиками, пошли и другие профессиональные сообщества, создавая с целью контроля за соблюдением кодексов и разрешением возникающих при этом конфликтных ситуаций с междисциплинарных и профессиональных позиций свои этические комитеты и комиссии. Начало введению профессиональной этики в качестве учебной дисциплины в систему подготовки студентов в последней четверти XX века положили некоторые вузы страны, осуществляющие подготовку специалистов в сфере профессий «человек-человек». Этот шаг был направлен на создание условий для формирования профессионального сознания, системы ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы будущего специалиста, развития его способности к профессиональной рефлексии и саморефлексии. Однако курс, построенный аналогично традиционным учебникам и программам по этике, был теоретически перегружен в ущерб нормативно-этическим и этико-прикладным аспектам конкретной профессиональной деятельности и не вполне отвечал возросшим запросам профессионального образования [23]. С целью вооружения будущих специалистов комплексом необходимых знаний, умений и навыков (в терминах сегодняшнего дня формирования соответствующей компетенции) для решения практических проблем, возникающих в профессиональной деятельности, были разработаны не только новые программы и учебники, но и новые способы обучения, соответствующие запросам современной практики. Сегодня идут дискуссии о включении профессиональной этики в программы подготовки студентов технических вузов (особо острый характер они приобретают, когда рассматриваются вопросы профессиональной этики инженера). И дискуссионным здесь является не сам вопрос о необходимости включения, а о том, как лучше, организованнее и продуктивнее реализовать данное намерение. При этом инициатива формирования профессионально-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=