Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 33 этос. Однако, рост богатства приводил к уменьшению религиозного рвения и создавал благодатную почву «для гордыни, страстей и привязанности к мирским радостям жизни». Постепенно идеи реформаторов, изначально имевшие аскетическое воспитательное значение, растворяясь в трезвой профессиональной добродетели, уступали место утилитарности и прагматизму [13]. Согласно философской мысли XVIII в., направление эгоизма и жадности в экономическое русло могло бы принести обществу благо. А. Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». Гарантом качественного исполнения профессиональных обязанностей он видел конкуренцию, материальное вознаграждение, возможность отличиться в своей профессии и получение общественного признания [14]. Прагматико-утилитаристическая разработка вопросов профессиональной этики в рамках философских и социологических теорий продолжается и в XIX в., но, благодаря работам Э. Дюркгейма, происходит возвращение к осмыслению профессиональной деятельности с морально- нравственных, этических позиций. Французский ученый утверждал, что человеческое общество по мере эволюции становится все более диссоциированным. Ослабление социальных уз приводит к сужению сферы морального чувства. Снижению нравственности, по его мнению, может противостоять не государство или политическое общество, а включение человека в профессиональные группы. В новом обществе органической солидарности именно они станут источником моральных ценностей и группового права. Причем, их целью будет не только защита интересов индивидов в определенных сферах деятельности, но и решение нормативно-социальных проблем; выработка не просто норм согласования деятельностей, но и механизма утверждения и защиты этих норм, превращения их в авторитетный источник влияния на поведение и образ мышления людей [15]. С середины XIX века параллельно теоретическому осмыслению вопросов профессиональной этики осуществляется осмысление и обобщение эмпирического опыта своей профессиональной группы отдельными профессионалами. В истории профессиональной этики навсегда останутся имена основательницы современного сестринского дела Флоренс Найтингейл, французского юриста, адвоката, члена аппеляционного суда Ф. Э Молло, русского офицера, участника русско-турецкой, русско-японской и I мировой войн В. М. Кульчицкого, владельца и редактора газеты «Чаттаннуга Таймс», а впоследствии «Нью-Йорк Таймс» А. С. Окса, начинания которых были подхвачены представителями различных профессиональных сообществ. В результате этой рефлексии на основе отбора специфических для того иного вида профессиональной деятельности моральных обязанностей и способов решения типичных нравственных коллизий, позволяющих специалисту

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=