Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 25 отмечает: «В божественном аспекте всеединство остается навсегда ненарушенным, ибо все его трещины немедленно наполняются положительным бытием, вытекающим из самого первоначального источника. В аспекте своей вечности Бог есть все во всем. Несмотря на все проблемы зла, мир в своей конечной основе и сущности есть преображенное бытие – Царствие Божие» [7]. Отсюда следует, что Бог есть Творец мироздания и только через Бога и в Боге может быть оправдан мир и человек. Итак, аналитический обзор проблемы теодицеи и антроподицеи русских мыслителей XIX-XX вв. показал, что общими для данных концепций являются следующие положения: мир – как всеединство, Бог – абсолютное Добро, высшая нравственная ценность и полнота бытия; источник зла коренится в свободной воле тварного существа, в ее отпадении от пути Бога; ценность смысла жизни человека – в преодолении зла, которое возможно через любовь к Богу и ближнему, а так же через принятие нравственных ценностей за основу жизни и духовное преображение. Однако, важно отметить, что концепция каждого русского мыслителя отличается оригинальностью мышления. Так, в учении П. А. Флоренского теодицея и антроподицея осуществляются благодаря божественной энергии, сосредоточенной в тварной личности. В. С. Соловьев, оправдывая добро, отмечал, что Бог допускает зло, как необходимое условие исполнения большего блага, к исполнению которого необходимо стремиться человеку и признавать за другими того же. В своем учении о теодицее Н. А. Бердяев, выделял следующие виды свободы человека: «меоническая» (источник как зла, так и добра), рациональная (разграничивающая зло и добро), «сверхрациональная» (ведущая к Богу и духовной жизни). Антроподицею мыслитель называет обратной стороной христианской теодицеи, которая раскрывается не только через любовь, но и духовный опыт человека. Е. Н. Трубецкой указывает на то, что зло необходимо преодолевать путем свободного выбора человека, поскольку положительная сторона свободы – это добро. Осознание и принятие человеком добра, а так же ответственности за судьбу мира наделяет жизнь смыслом и открывает путь к всеединству. В понимании С. Л. Франка теодицея – «непостижимое», поскольку объяснить зло, значит оправдать его. Зло в его понимании – это «пограничное» Бога. Смысл жизни человека заключается в борьбе со злом путем любви и стремлению к всеединству. Литература 1. Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь [Электронный ресурс] // Азбука веры : православная энциклопедия : сайт. 2005-2018. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/sofija-logos-slovar/ (дата обращения: 30.03.2018) 2. Бердяев Н. А. Из размышлений о теодицее [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. 2011-2018. URL: http://www.odinblago.ru/path/7/3 (дата обращения: 30.03.2018)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=