Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 21 Софии, которую тварный мир пытается преодолеть через исходящую от Софии любовь. Так же Флоренский отмечает, что каждая тварная личность двойственна по природе, а противопоставленность добра и зла ведет к ее разрушению и даже гибели. Личность утрачивает свою единичность и созидательную силу. Сохранение своей цельности возможно лишь в любви к Богу и в покаянии: «Пред лицом вечности все должны разоблачиться ото всего тленного и стать нагими. И понятна отсюда пустота души, лишившейся большей части своего содержания» [12]. Таким образом, можно говорить о том, что теодицея и антроподиция П. А. Флоренского совершаются благодаря божественной энергии сосредоточенной в самой тварной личности. Проблему теодицеи В. С. Соловьев разрабатывал в форме оправдания добра. Он стремился «показать добро как правду», поскольку «оно и только оно оправдывает себя и оправдывает доверие к нему» [9]. Абсолютное Добро, по его мнению – Бог, выражающий абсолютную полноту бытия, гармонию и размеренность мира. Бог, желающий «чтобы мы были сообразны и подобны Ему» [9] – идеал, к которому необходимо стремиться. Человек, соединяясь с всеобъемлющей волей Бога, получает всеобщее правило действия: следование христианским ценностям на пути приобщения к абсолютной полноте бытия. Таким образом, «Бог – абсолютное всеединство, мир – (заключающий в себя абсолютное единство как идею) – всеединство в процессе развития и становления» [6]. О существовании зла Соловьев говорит следующее: «противопоставление себя всем другим и практическое отрицание этих других – и является коренным злом нашей природы… Зло, свойственное человеку (нравственное зло), отличается от «коренного зла» … желание быть только для себя (эгоизм) до стремления «поставить свое исключительное я на место всего» [10]. Человек, являясь свободным тварным существом, преобразует зло метафизическое в боль и страдания, тем самым является источником несовершенства мира. Мыслитель отмечает, что отрицание Богом зла, с одной стороны, было бы нарушением свободы человека, с другой, Бог допускает зло, поскольку дает возможность извлечь из него благо, в этом «и есть причина существования зла» [9]. Соловьев отмечает, что нельзя утверждать, что Бог допускает зло, тогда бы оно было бы добром, но так же нельзя допустить, что Бог отрицает зло, тогда оно не могло бы существовать. Бог отрицает зло, в силу чего оно и погибает, однако Он и попускает зло, как условие свободы и исполнения большего блага. В своем учении Соловьев не употреблял термин «антроподицея», однако, он отмечал, что человек может встать на путь Бога, поскольку каждый «...своею глубочайшею сущностью коренится в вечном божественном мире» [10]. Он рассматривал человека как образ и подобие Бога и связывал истину человеческой жизни с божественной истиной. А слова Христа: «Я есмь путь, истина и жизнь» Соловьев воспринимал как указание на цель, предназначение и оправдание жизни человека. Мыслитель предлагает руководствоваться тремя чувствами, формирующими безусловное нравственное начало и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=