Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 20 как результат экзистенциальных переживаний в трудах П. А. Флоренского, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка и др. Характерной чертой их концепций явилась преемственность во взглядах и исходных положениях, а также синтез религиозного опыта и философского постижения. Однако, учение о теодицее и антроподицее каждого мыслителя отличается оригинальностью и самобытностью мировоззрения, тем самым является примером сложности и многоплановости религиозно-философской мысли России XIX-XX вв. В своем учении о теодицее П. А. Флоренский исходил из особой роли духовного опыта, который, по его мнению, включает в себя представление о деятельности разума. Он отмечает, что «… религиозный опыт, единственный законный способ познания догматов» [12] и определяет два неразрывных пути познания: восхождение человека к Богу («восхождение благодати в нас к Богу» [12]) – теодицея и нисхождение Бога к человеку («нисхождение благодати в наши недра» [12]) – антроподицея. На первом пути человек с помощью разума пытается убедиться во всемогуществе и всеблагости Бога, на втором – находит свое несоответствие «правде Божией» [12] и следует путем духовного очищения и преображения. «Два пути религии» [12], по мнению мыслителя, одновременно антиномичны и взаимосвязаны между собой, и совершаются только благодаря «энергии Бога в человеческой среде» [12]. Флоренский уверен в гармоничной целостности природы, внутренним принципом организации которой выступает всеединство. Так, одним из важных аспектов, характеризующих видение мыслителем теодицеи и антроподицеи, выступает учение о Софии Премудрости Божьей, являющееся направлением метафизики всеединства. София понимается им как «центр искупленной твари, – Тело Господа Иисуса Христа, т.е. тварное естество, воспринятое Божественным Словом» [12], т.е. как некий идеальный первообраз мира и как совершенное единство множества. Бог посредством Софии являет любовь к тварному миру, который через Софию выражает любовь к Богу. Софиология Флоренского призвана ответить на вопрос о взаимосвязи идеального бытия (Бог) и бытия несовершенного (тварный мир). С одной стороны, такая взаимосвязь заключена в признании смысла тварного бытия, а с другой – в любви человека к Богу. Отсюда следует, что тварная личность реализует свою связь с Богом через любовь, результатом чего является органическая связь и единение людей, т.е. возникает «много-единое существо» [12] и мир становится гармоничным. Однако, мыслитель отмечает, что только являясь свободным человек может познать себя в Боге и Бога в себе. Тем самым, он признает онтологичность свободы, из которой проистекает свобода зла: «Если свобода человека есть подлинная свобода самоопределения, то невозможно прощение злой воли, потому что она есть творческий продукт этой свободы. Не считать злую волю за злую значило бы не признавать подлинности свободы. Но если свобода не подлинна, то не подлинна и любовь Божия к твари; если нет реальной свободы твари, то нет и реального самоограничения Божества при творении, нет «истощания» и, следовательно, нет любви. А если нет любви, то нет и прощения» [12]. Зло, таким образом, заключается в оторванности от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=