Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 138 знакомство в реальной образовательной практике – вопрос, требующий более детального исследования. Вместе с тем, существование этого варианта – свидетельство того, что в сознании (как минимум, в сознании авторов учебников) была возможной и допустимой идентификация и уподобление России – Европе. В педагогике визуала выстраивался взгляд изнутри наружу как взгляд внутрь – на себя. В этом случае «стихийный» выбор изобразительного ряда оборачивался парадигмой «мы такие же, мы европейцы», а иллюстрации, где Россия была «переодета» Европой, оказывались ближе к европейскому миру, чем «настоящие» образы европейских стран. Комментарии 1. Александр Семен (1812-?) был сыном и продолжателем дела знаменитого типографа Августа Семена (Auguste-René Semen). В 1809 году по поручению известного издателя и вице президента Медико-хирургической академии Николая Всеволожского Август Семен закупил в Париже у Дидо (Didot) и привез в Россию оборудование и шрифты для типографии московского отделения Академии. Он стал управляющим, а с 1820 года арендатором этой типографии, которая под его началом стала лучшей в Москве по качеству полиграфического исполнения. В 1828 году А. Семен открыл собственную типографию, а в 1829 году – книжную лавку в доходном доме Торлецкого на Кузнецком мосту – самой престижной и модной торговой улице Москвы того времени. Семен был тесно связан с французскими типографами: в своей словолитне он изготовлял шрифты по образцам Дидо, служил посредником между московскими и французскими фирмами. 1 октября 1846 г. Семен продал типографию вместе с остатками всех своих изданий зубному лекарю 1-го Московского кадетского корпуса К. К. Жоли, с условием сохранения названия фирмы. Сам он уехал во Францию, где и умер в 1862 году. Его сын Александр остался в России, с 1848 года известны издания с указанием «В типографии Ал. Семена», предприятие находилось в Москве, на Софийской улице, в доме Аргамакова [6]. 2. Маврикий Осипович Вольф (Maurycy Bolesław Wolff, 1825-1883) открыл в Петербурге собственное дело в 1853 году. Он первым издал на русском языке многие капитальные ученые сочинения по математике, механике, физике, химии, медицине; познакомил русскую публику с Боклем, Шлоссером, Фигье, Вегнером, Лессингом, В. Скоттом, Ф. Купером, Жюлем Верном; первым в России начал выпускать художественные издания, в том числе большого формата: «Библия, в картинах знаменитых авторов», «Божественная Комедия» с гравюрами Доре, «Фауст» с иллюстрациями Мейера, «История внешней культуры» Готтенрота, «Атлас всемирной истории» Вейсера и др. Вольф с гордостью отмечал, что он «первый перенес на русскую почву столь важное педагогическое нововведение, как наглядный способ обучения, изданием различных рисунков, коллекций минералов, коллекций предметов, обрабатываемых промышленностью и т.д.» [8].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=