Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 137 Рис. 9. Дараган А.М. Елка: Подарок на Рождество. СПб., 1874. Вкл. Это жанровые сцены «из русской жизни», очень многослойные, с большим количеством изображенных предметов и лиц. Вероятно, предполагалось, что по этим картинам взрослый будет вести с ребенком разнообразные беседы по типу «что нарисовано тут?» (отметим, что с текстами эти иллюстрации никак не связаны). Здесь мы видим весьма своеобразную Россию: с одной стороны, нарочито «русскую», даже «псевдовизантийскую», подчеркнуто национальную (сарафаны, кокошники, тройка, торжественное облачение православного духовенства и т.п.), но с другой – в чем-то неуловимо «не такую», с неким европейским флером, наброшенным рукой польского художника, учившегося и работавшего в Варшаве, Мюнхене, Париже и Риме. Полагаем, что на основе изучения трех групп изображений можно говорить о двух вариантах «явления Европы» в российских пособиях для начального обучения грамоте второй половины XIX – начала XX вв.: 1) «стихийный» – когда выбор иллюстрации, вероятно, был продиктован ее доступностью (т.е. готовый политипаж имелся в наличии); 2) целевой – когда автором в иллюстрацию была сознательно заложена функция пояснения и дополнения текста. Второй вариант совпадает с нашей типологией иллюстраций «настоящая Европа» и, как правило, встречался в книгах для чтения или хрестоматийных разделах букварей. Иллюстрация в этом случае целенаправленно выполняла просветительскую миссию. Первый вариант («Европа по умолчанию» и «Россия в платье Европы») обладал лишь потенциалом знакомства ребенка с европейским миром как соседним (другим/иным) или своим (аналогичным), но происходило ли это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=