Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 136 Рис. 8. Корф Н. А. Наш друг. СПб., 1882. С. 3, 9. Обратим внимание на то, что портрет Жакара сопровождает текст об армяке – традиционной русской крестьянской одежде из сукна. Анализируя маргинальность третьей группы изображений, можно констатировать доминанту неосознанного переодевания в европейское над сознательным примериванием европейского. Спрятаться, уйти от диалога в карнавал, в «видимость», в воспитание неразличающего, подстраивающегося взгляда оказывалось в элементарной школе важнее формирования представлений о самих себе и осознанного разговора с европейцем как с ближним. Прежде, чем подвести итог и сформулировать общие выводы, упомянем еще одно явление, которое обнаружилось в проанализированных пособиях. Это явление «зеркального» порядка: на иллюстрациях изображена Россия, но такой, какой ее увидел и/или понял европейский художник. Самый яркий пример – «раскрашенные таблицы» по рисункам Генриха Пилатти в упомянутой уже азбуке Анны Дараган (См. Рис. 9).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=