Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 133 Рис. 6. Дараган А.М. Елка: Подарок на Рождество. СПб., 1874. С. 80, 85. Визуальный ряд данного издания азбуки альбомного формата, очевидно, был подобран издателем, а не автором учебника. Такое предположение возникает потому, что все иллюстрации никак – ни содержательно, ни функционально – не соотносились с текстами азбуки. В этом «подарочном» издании «Елки» дидактика уступила первенство эстетике: иллюстрации превосходны, но они в значительной степени утратили обучающую роль. Даже там, где в тексте имелись прямые «отсылки» к изображениям («Что нарисовано здесь?»), теперь они «не работали»: вместо рыбака мы видим солдатскую казарму, вместо семьи за столом – охоту на зайца и т.п. Нельзя сказать, что изображения и тексты в альбомной версии совсем не соотносились друг с другом, но таких «попаданий» очень мало, главный мотив отбора иллюстративного материала явно декоративный. Парадокс – но более выигрышное с точки зрения внешнего вида издание оказалось менее «учебным»… Зато маленькие читатели могли «подглядеть» за учебой и играми своих европейских сверстников… В текстах «Новой русской азбуки» Александры Владимировой (1880) дети с русскими именами (Маша, Степа, Коля и др.) делили яблоки, раздавали бедным копейки, складывали кирпичики и т.п. Однако на иллюстрациях мы видим фребелевский детский сад; занятия с учениками в саду; латинские литеры на классной доске и вполне взрослых девушек, занятых уж точно не умножением 3 на 5… Автор иллюстраций в «Азбуке» не указан, и нам не удалось установить его (См. Рис. 7).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=