Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 131 Рис. 4. Занимательная роскошная азбука-жемчужинка для умненьких малюток. СПб., 1885. Довольно часто Европа исподволь «прорывалась» в российские учебные издания через иллюстрации к словам «Церковь» и «Храм» – небрежность издателей или недостаток у них «родных» изображений приводили к тому, что вместо православного храма читатель видел католический костел или кирху, причем такие случаи нередки еще и в начале XX века (например, Новейшая полная российская азбука. М., 1903). Подобные изображения исподволь знакомили ребенка с европейским миром, служили для него «окошком» в иное… Появление и открытие такого «окна» оказывалось случайным, но возможно «вид» из него озвучивался, комментировался взрослыми, которые занимались с детьми азбукой. Вторая выделенная нами группа изображений: в пособии имеется текст, в котором идет речь о России (имена персонажей, географические названия, исторические события и т.п.), но на сопутствующей иллюстрации мы видим не российский, а явно европейский сюжет. Насколько такая подмена была сознательной со стороны издателей, трудно сказать. Вероятно, имела место как с прагматика книжного дела, так и желание «увидеть и показать себя» в лучшем зеркале. Безусловный «рекордсмен» по числу подобных иллюстраций – 10-е издание азбуки «Елка» Анны Дараган (1874). Это роскошный подарочный альбом, в котором текст идентичен предыдущим (и последующим) изданиям учебника, но иллюстрации заменены практически полностью. В нем использованы работы известных европейских художников, на титуле указано: «с 120 политипажами Плетча, Фрелиха и др. и 8 раскраш. табл. по рис. Г. Пилатти». Обратим внимание на термин «политипаж». В книгоиздательской практике XIX века это – типовой изобразительный декор для многократного использования в разных изданиях. По всей видимости, для данного альбома издателем М. О. Вольфом были использованы готовые клише, а не заказаны оригинальные материалы (что, конечно, было бы дороже). Многие иллюстрации издания несут на себе автограф, но далеко не всегда его можно достоверно расшифровать и атрибутировать конкретную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=