Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 130 Рис. 1. Живописная азбука. М., 1862. С. V. Рис.2. Живописная азбука. М., 1862. С. VI. Другой аналогичный пример – азбука «Забава и польза для детей» (Москва, 1866, экземпляр РНБ). Это издание представляет собой два листа in folio, расчерченные на «клетки» с буквой и картиной (возможно, они разрезались и использовались как набор карточек). Здесь мы видим те же несоответствия рисунка и его смысловой нагрузки, и тоже встречаемся с Европой: К – К рестьянка, И – И гра в кегли и др. – при них даны изобразительные сюжеты явно не российского происхождения (см. Рис. 3). Рис. 3. Забава и польза для детей. Азбучка-незабудочка. М., 1866. В «Занимательной роскошной азбуке» (1885, собрание РНБ) иллюстрации не соотнесены с буквами и текстами вовсе, по сути они представляют собою пазл: картинку нужно разрезать, а потом собрать по образцу (см. Рис. 4). Изображения действительно «роскошны» – а читателя они отсылают к эпохе рококо.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=