Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 128 «нагружено» целым рядом коннотаций, разных для той или иной эпохи. «Европа» – не континент, а скорее тип цивилизации, обладающий определенным набором политических, социально-экономических, ментальных и моральных характеристик [12, с. 111]. Их понимание, отрицание и/или принятие как «своих» или «чужих» в России всегда было сложным в силу двойственности ее геополитического и конфессионального положения. И зачастую в разное время этот процесс быстрее и шире осуществлялся не в сфере официальной идеологии, не в «ядре культуры», но на «периферии сознания» – в моде, в записках путешественников, в практиках повседневной жизни [13, с. 98]. Это положение дел отразилось и в педагогическом контексте взаимного восприятия российской и европейской культур. В данной статье мы поговорим о визуализации восприятия Европы в российских азбуках и букварях второй половины XIX- начала XX вв. Клиффорд Гирц однажды сравнил идеологию с «когнитивной картой» (cognitive map) социальной реальности. Такой же «когнитивной картой» можно считать учебник первоначального обучения грамоте – путешествие по его «ландшафтам» делает возможным семантический и историко-педагогический анализ восприятия и рецепции Европы и европейского в пространстве начального образования. Особо подчеркнем, что наше путешествие по учебникам будет «зримым»: мы постараемся охарактеризовать визуальное как самостоятельный нарратив, определить его взаимосвязи и (не)совпадения с нарративом текстуальным, описать движение от образа к тексту и обратно не только как смысловой трансфер, но и как (перефразируя Йорна Леонхарда) концептуальное движение «перевода образов» [14, p. 93]. Выборку нашего исследования составили российские азбуки, буквари, книги для чтения, опубликованные в 1845-1918 гг. в обеих столицах (Москве и Санкт-Петербурге), в провинции, государственными, церковными и частными издательствами (более 200 наименований учебных пособий). Образы Европы – пейзажи, изображения детей и взрослых на фоне европейского ландшафта и/или в европейском платье, портреты исторических лиц, жанровые сцены и т.п. – обнаружены нами в 14 пособиях. Отметим, что в тех случаях, когда авторство установлено, рисунки, как правило, выполнены европейскими художниками и граверами. Выявленные изображения были распределены нами по трем условным группам: 1) Европа «по умолчанию» – «европейское» изображение дано без какого бы то ни было текста, например, картинка к букве; 2) Россия «в платье» Европы – дано явно европейское изображение, но в сопутствующем тексте или контексте речь идет о России; 3) «настоящая» Европа – иллюстрация сопровождает текст о европейском событии/явлении, выдающемся деятеле, географическом/ архитектурном объекте и т.д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=