Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 119 Так, главный национальный праздник бурятов Сурхарбан консолидирует бурят на основании этнокультурной идентичности, в основе которой находится альтернативная общероссийской традиция генетического происхождения бурят от великих татаро-монголов. В основе праздника лежит ритуальное игровое действие, имитирующее повседневную жизнь военнонизированной социальной организации татаро-монгол. В этой связи незаменимым атрибутом праздничного мероприятия является национальная бурятская борьба. Кроме того, праздничный ритуал предполагает масштабные национальные гуляния, смотры конкурсов художественной самодеятельности в национальном бурятском стиле. Наиболее значительный потенциал в контексте формирования региональной идентичности в настоящее время, на наш взгляд, имеет татарский праздник Сабантуй. Этот потенциал находит свое выражение в следующем. Во-первых, праздник Сабантуй подчеркивал групповую идентичность татарского народа, поскольку явился примером трансляции уникальности данной этнической культуры. Татарские журналисты стараются подчеркнуть особенность Сабантуя, создавая образ исконно народного праздника со своей спецификой – национальными конкурсами и соревнованиями. Во-вторых, Сабантуй также репрезентуется как тюркский праздник, в частности, татаро-башкирский. Значимость Сабантуя и самого города подчеркивается за счет упоминания, что Казань объявлена «культурной столицей тюркского мира». Отмечается международный характер празднования. В-третьих, Сабантуй представляет собой часть общей традиции в ряду праздников других народов (Масленица, Петров день, Иван Купала и др.); образ народных гуляний с элементами самобытной культуры. В-четвертых, Сабантуй представляется в качестве примера уличных праздников и гуляний. Такая трактовка объединяет людей не на чувстве групповой идентичности, а по принципу принадлежности к массовой культуре. В связи с этим, в настоящее время Сабантуй начинает приобретать черты массовой праздничной культуры, создавая конкуренцию официальным массовым праздникам. В результате создается ситуация конкуренции тюркской идентичности с русской в рамках российского социума, что, естественно, препятствует его социальной консолидации. Вместе с тем вышесказанное не означает, что социальная консолидация современного российского общества принципиально невозможна. Следует отмечать ее специфику, выражающуюся в том, что в ее основе могут находиться разнообразные идентичности, особым образом связанные между собой. Как было указано выше, значимую роль в формировании идентичностей играет праздничная культура. В первую очередь, обращает на себя внимание праздник – День Победы в ВОВ, который в настоящее время приобретает системообразующий характер в рамках официальной праздничной культуры РФ. На его основе формируются основания национальной гражданской идентичности, которая, в свою очередь, является важным основанием социальной консолидации общества. Важно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=