Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 117 общества строятся вокруг культурной модели, которая состоит из разнообразных ориентаций, поддерживаемых определенными социальными группами в виде постоянных практик. Практики создают соответствующие социокультурные модели – ценностные и нормативные образцы взаимодействия между людьми и институтами общества» [10, c. 88]. В контексте развития праздничной культуры под социальной консолидацией целесообразно понимать способность праздничного действа, снимая психологическое напряжение, устраняя факторы отчуждения и разрушая иерархии, создавать атмосферу единения людей, принадлежащих к разным социальным слоям, обладающих различным социальным опытом, но единой гражданской идентичностью. Несмотря на то, что отдельные элементы социальной консолидации при изучении праздничной культуры были рассмотрены такими учеными как М. Бахтин [2, c. 19], К. Жигульский [3, c. 175], Э. Фромм [11, c. 17], целостное исследование социально-консолидирующей функции праздничной культуры пока предпринято не было. Учитывая современное состояние российского социума, согласимся с господствующим в отечественной социальной философии мнением о труднодостижимости российским социумом социальной консолидации. По нашему мнению, этому способствуют причины как объективного, так и субъективного свойства. К первым из них следует относить многонациональный состав населения Российской Федерации. Данный фактор априори создает препятствия для формирования единого «социокультурного кода», являющегося ключевой предпосылкой социальной консолидации. В этой связи согласимся с мнением Н. П. Копцевой о том, что формирование социальной консолидации является возможным исключительно в условиях преобразования этнической культурной идентичности в общенациональную идентичность. Ученый показывает, что такое преобразование возможно, особенно, учитывая конструируемую природу общегражданской идентификации, в отличие от «естественных» начал идентификации этнической [5, c. 12]. Как было указано выше, вследствие многонационального состава населения РФ такая трансформация проблематична. Кроме того, существуют и объективные причины, препятствующие социальной консолидации российского общества. На наш взгляд, они связаны с разрушением советского социокультурного организма. В этой связи В. П. Бабинцев совершенно справедливо констатирует дефрагментацию российского общества и, характеризуя детерминанты такого состояния, обращает внимание на то, что в результате этого процесса «разрушаются общественные связи. Принадлежность людей к социальным институтам становится чисто формальной, а граждане отказываются не только отвечать на вызовы, которые адресуются им от имени государства и общества, но и конструктивно сотрудничать друг с другом» [1, c. 120]. Исследователь характеризует сложившуюся в отечественном социуме ситуацию как «распад связи времен», характерными признаками которого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=