Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 116 В. В. Артюшкина Московский государственный институт культуры ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ Статья посвящена праздничной культуре как одному из способов социальной консолидации. В работе выделены факторы, препятствующие консолидации общества, предложена новая классификация праздников, критерием которой может стать тип социальной группы. В статье рассмотрены социально-консолидирующие праздники современной России в контексте культурфилософского анализа. Доказано, что праздничная культура выступает мощным фактором идейной консолидации нации, обеспечивающим духовно-культурную идентификацию населения, социализацию подрастающего поколения, воспроизводство и передачу духовных и морально-нравственных ценностей. Ключевые слова: социальная консолидация, праздничная культура, консолидирующая функция, идентичность, самоидентификация, праздник. V. V. Artiushkina Moscow State Institute of Culture and Arts (Moscow, Russia) FESTIVE CULTURE AS A WAY OF SOCIAL CONSOLIDATION The article is devoted to festive culture as one of the ways of social consolidation. In the work, factors that hamper the consolidation of society, a new classification of holidays is proposed, the criterion of which can be the type of social group. The article deals with the socio-consolidating holidays of modern Russia: the cultural and philosophical analysis. It is proved that festive culture is a powerful factor of ideological consolidation of the nation, providing spiritual and cultural identification of the population, socialization of the younger generation, reproduction and transfer of spiritual and moral values. Keywords: social consolidation, festive culture, consolidating function, identity, self- identification, holiday. Социальная консолидация представляет собой традиционный предмет исследования социологической науки. В связи с этим к анализу сущности данного феномена обращались представители социологического знания на протяжении всего периода развития социологической науки. Результатом формирования устойчивых идентичностей в социуме является его консолидация. Оставляя в стороне анализ научной дискуссии по данному вопросу [4, c. 20], отметим, что с нашей точки зрения социальная консолидация представляет собой такое состояние социума, при котором максимально нивелирован его конфликтогенный потенциал за счет наличия в нем господствующей культурной идентичности. В этом смысле, на наш взгляд, справедливо определение социальной консолидации, данное О. А. Полюшкевич, под которой исследователь понимает формирование единства целей, межпоколенческую преемственность и нормативно-ценностный консенсус, присутствующие в конкретном обществе. По мнению исследователя, «любые процессы социальной солидарности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=