Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 107 стали даже своеобразной тематической повседневностью в пространстве интернет-сетей и массмедиа. Безусловно, и историческое, и современное «революционное насилие», и «ненасилие» оказывают существенное влияние на массовое сознание. Но революции, которые на первый взгляд предстают перед нами как нечто иррациональное, стихийное и социально-массовое, на практике при внимательной философской аналитике оказываются имеющими отношение к рационалистическим конструктам современной культуры и манипулятивным культурно-антропологическим технологиям и креативным практикам, часто обнаруживают свои истоки в политических и властных – официальных и неофициальных, доминирующих и маргинальных – учреждениях, структурах и позициях. Очевидно, что современные формы «революционного насилия и ненасилия» выступают средством достижения некоторых конкретных, порой узко прагматичных политических целей, в том числе в ракурсе глобального противоборства цивилизационных регионов и стран, что приводит к нарастанию недовольства по отношению к так называемой политике «двойных стандартов» в самых широких массах, а не только среди «интеллектуалов». Однако, существующий уровень философских и междисциплинарных социально-гуманитарных исследований не позволяет в полной мере эксплицировать феномены современных политических и социальных «революций», понять технологии и практики насилия и ненасилия в «субкультурных» революциях, их специфику в культурно-исторической ретроспективе и перспективе, антропологической глубине и подвижности актуальной социокультурной динамики и повседневности. В философии и социально-гуманитарной науке накоплен значительный опыт понимания революций как массовых и радикальных переворотов и трансформаций в обществе, связанных с политической борьбой, насилием и ненасилием, властью и свободой, революционными и контрреволюционными изменениями в жизни человека и общества, стран и народов. Учения Гераклита и Демокрита, Платона и Аристотеля о войне и вражде, власти и солидарности, христианские смыслы зла и свободы, насилия и любви в трудах Августина и Фомы Аквинского подводят нас к собственно к тематике революций, насилия и власти, насилия и политики, которая разрабатывалась в произведениях Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. Ганди, М. Л. Кинга и других мыслителей. В культурно-идеологической практике концепт «революция» в современном значении стал общеупотребительным в период «великих революций» (Французской и Английской) в конце XVIII века. В это же время и события Английской истории XVII века получают номинирование в качестве собственно «революционных». Революции XIX-XX веков были осмыслены с критических или апологетических позиций в работах М. Бакунина, О. Бланки, М. Вебера, А. Грамши, Л. Гумпловича, К. Маркса, Г. Моски, В. Ленина, Д. Лукача, К. Малапарте , Г. Маркузе, Ж. Сореля, Г. Спенсера, Л. Троцкого, Ф. Энгельса, Э. Че Гевары и других практиков и теоретиков.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=