Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 101 Аутентичность современной смысловой информации постмодерн просто не принимает всерьез. Вторичные знаковые системы сегодня не столько репрезентируют, сколько симулируют объективную реальность [6]. Поэтому, – утверждают постмодернисты, – даже не надо обвинять, например, рекламу, столь тотально пронизывающую современное общество, в лживости и психологической манипулятивности. Реклама – как понимают не только интеллектуалы – это своего рода игра, симуляция. Конечно, фирменные джинсы не способны превратить престарелого мужчину в сексапильного Аполлона, а использование жевательной резинки «Риглис» отнюдь не гарантирует романтическое свидание. Людей привлекает реклама, как утверждает, в частности, Бодрийяр не тем, что она прагматически полезна или является стимулом отправиться за покупками. Просто просмотр рекламы доставляет удовольствие. Реклама – это «спектакль, и он возбуждает» [7, с. 35]. Аналогичным образом складывается ситуация и в области политики. Правда о политических процессах и событиях в современном информационном обществе просто невозможна. СМИ, несущие политическую информацию, дают и неполное, и пристрастное видение фактов и проблем. В этом смысле образ политики в общественном сознании радикально сфальсифицирован. Но люди и знают, и принимают такое положение дел, рассматривая политику как спектакль, возбуждаясь и получая удовольствие от его просмотра. Подобное – постмодернистское – отношение распространяется практически на все сферы общественной жизни, информационная насыщенность которых достигла сегодня невиданных размеров. «Мы, – пишет Бодрийяр, – производим в изобилии образы, которые не передают никакого смысла. Большинство образов, которые доносят до нас телевидение, живопись, пластические искусства, образы аудиовизуальные или синтетические – все они не значат ничего» [6, с. 17]. В этом смысле люди современного информационного общества « ничего не видят и не слышат» [5, с. 341], они просто живут в спектакле или, скажем, используя популярное выражение, в различного рода «виртуальных мирах», которые впечатляют, очаровывают или, наоборот, разочаровывают пребывающих в них пользователей. Виртуальная реальность – утверждают философы постмодерна – подменила сегодня любую объективность, что и является главной отличительной чертой современного информационного общества – общества постмодерна. Выводы Факт мощнейшей информатизации современного общества очевиден и не вызывает сомнения. Объем производимой, транслируемой и потребляемой современными людьми информации достиг колоссальных размеров и не имеет даже мало-мальски сравнимого аналога за всю историю человечества. В этом смысле современное общество вполне правомерно можно назвать информационным. Но означает ли сам по себе количественный рост обращающейся в обществе информации переход социума в качественно новое состояние? Вполне можно утверждать, что рост объемов и повышенное значение информации в современном обществе есть лишь проявление общей тенденции,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=