Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 97 Октябрьский переворот 1917 года стал следствием трансформаций в сфере семейных отношений. Так, был упразднен церковный брак; стали свободными вступление в брак, развод. Постреволюционные изменения наблюдаются в тенденции отрицания главенства мужа и отца в семье. Произошла революция семейного уклада: женщина перестала признавать первенство мужчины в семье, занимая лидирующее положение, как в обществе, так и в семье. Под воздействием народнических идей происходило становление нового мировоззрения. Революционное правительство стремилось подорвать патриархальную семью, рассматривая ее как элемент частной собственности. Поэтому приветствовался гражданский, а не церковный брак. После многочисленных дискуссий был решен вопрос о воспитании детей в пользу коллективного воспитания. В 1918 году советской властью издается декрет о семье, браке, школе. Идеал советской семьи связывался с равноправием мужчины и женщины. Образовательно-воспитательный процесс осуществлялся через открытие сети яслей, детских садов, школ, ПТУ, ВУЗов. Складывается такой тип семьи, как социалистическая семья, отличающаяся во многом от традиционной. В 40-е годы XX века происходит возникновение и закрепление нового типа семьи – советской. В этот период наметилась тенденция укрепления семьи: ужесточились разводы, провозглашен запрет на аборты, наблюдалось негативное отношение власти к незарегистрированным бракам. С конца XX века можно говорить о процессе трансформации патриархальной семьи в детоцентристскую: дети в такой семье выступают в качестве смысла существования. «На смену одной эпохе приходила другая, трансформировались мировоззрение, культурные, нравственные ценности и ориентиры», – подчеркивают Т. И. Липич, А. Ю. Дмитрийчук в статье «Семья в философско-культурологическом осмыслении» [6, с. 150]. Подводя итог, хочется подчеркнуть следующее: русская философско- культурологическая мысль широко обращается к теме любви, семьи, брака, настойчиво пытаясь понять их духовный смысл, связанный, по нашему мнению, с идеалистической теорией происхождения брака. Русские мыслители видели цель семьи, брака не только в продолжении рода, но и в духовном совершенствовании супругов; для западной традиции определяющей чертой является стремление к индивидуальному, поэтому вопросы семьи и брака рассматривались в тесной связи с социально-правовыми, гендерными, психологическим и другими установками на характер семейно-брачных отношений. В связи с культурным влиянием Европы, изменением положения женщины к середине XIX века наметилась тенденция трансформации традиционных представлений о семье; наблюдается частичное разрушение семейных ценностей. Вместо соборности в семейной жизни пропагандируется идеал активной самостоятельной личности, идущей прямо к цели, что приводит к отчуждению людей (формируются ценности индивидуализма). Представляется, что возвращение к православным семейным традициям, к духовным истокам, к возврату женщине традиционной роли жены, матери способны приостановить разрушительный процесс трансформации современной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=