Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 96 модернизации способствовали трансформации мировоззрения. Изменениям подверглись все сферы жизнедеятельности человека, включая и семейные отношения. Можно утверждать, что в связи с культурным влиянием Европы, изменением положения женщины к середине XIX века наметилась тенденция трансформации традиционных представлений о семье. В 30-40-е годы XIX в. в русском обществе поднимается вопрос женской эмансипации. Женщины начали проявлять свою волю в отношении выбора спутника жизни, затем стали отстаивать права за равенство с мужчинами в семье. Далее – заявили о себе как об активных участницах в общественной жизни. Женщина практически способна была на выполнение любой общественной роли. В работе Е. А. Марьясовой, Т. И. Липич находим: «Эмансипация как новое социальное явление рассматривалось как некое зло, которое может привести к крушению мира, так как женщина активно примеряла на себя роль мужчины в обществе» [8, с. 50]. Эмансипацию в России рубежа XIX-XX веков можно назвать необратимым процессом. Возможными истоками эмансипации можно назвать перенесение на русскую почву культурных традиций прогрессивного Запада после женитьбы русских князей на иноземных принцессах. Таким образом, происходило становление диалогических отношений между Россией и Западом, нашедших воплощение в XIX-ХХ веках, в том числе в форме феминизма. Постепенно происходил отход от патриархального семейного уклада. К концу XVIII века Россия представляла собой синтез патриархального традиционного уклада и прогрессивных западных нововведений. Последователь западных социалистов Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» изложил программу социалистического общественного переустройства. Автор описывает мечту будущего идеального социалистического общества. Это общество, по мнению Н. Г. Чернышевского, строится на принципах заинтересованности личности, а также коллективной организации жизни. Главная героиня романа «Что делать?» Вера Павловна, считая женщину более высокоорганизованной, чем мужчину, полагает, что и в духовной сфере она отодвинет мужчину на второй план. В романе читаем: «Организация женщины едва ли не выше, чем мужчины, что поэтому женщина едва ли не оттеснит мужчину на второй план в умственной жизни, когда пройдет господство грубого насилия» [19, с. 150]. Далее Н. Г. Чернышевский отмечает: «Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно подавляет его, оно задушает его, а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был опровергаем и убиваем, а действовал бы» [19, с. 455-456]. Видится, автор предпочтение отдает именно женщине, а не мужчине. Но о главной роли женщины – быть матерью, автором умалчивается. Подчеркивается женское преимущество, прежде всего, в социальном плане. Идея социального равенства полов, участия женщин в общественной жизни, свободный выбор супругами друг друга была заимствована В. И. Лениным у Н. Г. Чернышевского.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=