Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 95 Для автора идеология любви выражается в торжестве духа над плотью, в духовном совершенствовании. Искусство любить, по Толстому, является и искусством жить по Заповедям Божиим. Важную роль отца подчеркивает Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Одной из тем данного романа является тема безотцовщины. По нашему убеждению, ослабление отцовства – одна из причин трансформации семьи. Например, Родион Раскольников, оставшись без отцовского наставления, мог решиться на преступление. Родион – сирота, отца нет в живых, осталась только мать. Наличие даже слабого отца спасительно для героев Ф. М. Достоевского. В семье Мармеладовых глава семейства – спившийся человек, который выносит последние деньги из семьи. Но для детей он – отец, никто его в пьянстве не упрекает, в том числе приемные дети. Представляется, что для Ф. М. Достоевского духовное отцовство важнее биологического отцовства. Умение жизни в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, воспитанной с детских лет. Родовой дом всегда был частью русской семьи (чего не скажешь о жителях современного города). Вспомним А. П. Чехова: «…здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни» [20, с. 175]. Герои пьесы «Вишневый сад» понимают, что материальное благополучие не заменит семейной гармонии. Потеря вишневого сада равносильна утрате семейного благополучия. В произведении поднимается тема дома, родового гнезда, без которого невозможно дальнейшее существование семьи как единого целого. Герои пьесы беспокоятся о будущем вишневого сада, который, по их мнению, нельзя продавать, разрушать, потому что сад – часть, символ родительского дома. Образ вишневого сада перестает быть символом дома, становясь символом страны. Поднимается тема сохранения нравственных ценностей человека. Материальные ценности не могут восполнить потерю моральных и духовно-нравственных ценностей. Уважение к семейным традициям, к прошлому, памяти становится индикатором уровня культуры, развития человека в рамках семьи. В среде поместного дворянства в большей степени были сохранены семейные традиции. Образ жизни протекал в соответствии с событиями: рождение, крещение, свадьба, венчание, похороны. Воспитание детей имело первостепенное значение. Жизнь господ и крестьян определялась обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Данная особенность подмечена И. А. Гончаровым в романе «Обломов»: «Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки…» [3, с. 118]. Рядом с традиционными представлениями о семье, сложившимися на основе идеалистической теории происхождения брака, соседствовали стереотипы, сформировавшиеся под влиянием западной культуры, как продолжение реалистической теории происхождения брака. Например, традиционное сватовство, в ходе которого жених просит руку невесты у родителей, подменялось похищением невесты как в литературе сентиментализма и романтизма. Культурные, политические, социальные, исторические

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=