Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 94 Анной и Вронским нет духовных отношений, их отношения ограничены физической близостью. Как следствие – трагический конец. Именно эмансипированность женщин, отход от традиционной роли матери, жены критикует Л. Н. Толстой в романе. «Погубила Россию эмансипация!» [14, с. 332]. Анна – эмансипированная женщина, независимая, ее не интересует мнение общества. «Ну, я получу развод и буду женой Вронского. Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет. Сережа перестанет спрашивать или думать о моих двух мужьях? А между мною и Вронским какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мученье? Нет и нет! – ответила она себе теперь без малейшего колебания. – Невозможно!» [14, с. 739-740]. Через размышления Константина Левина автор констатирует: смиренные, честные люди, живущие по заповедям Божиим, получают благословение на счастливую семейную жизнь, например, Китти и Константин. Вспомним подготовку Левина к венчанию. «И Левин стал говеть» [14, с. 432]. «Он отстоял обедню, всенощную и вечерние правила и на другой день, встав раньше обыкновенного, не пив чаю, пришел в восемь часов утра в церковь для слушания утренних правил и исповеди» [14, с. 433]. Представляется, что для Л. Н. Толстого идеалом являются целомудренные отношения. Например, тот же Левин не лишен целомудренных порывов. Можно провести параллель: духовная любовь Константина Левина и телесная любовь Анны, которые по значению соотносятся с истиной и ложью. Любовь-страсть приводит Анну к трагической развязке. В уста героев автор вкладывает постижение житейской мудрости, которая, по Толстому, заключена в преодолении земного, материального и устремлении к небесному, духовному. Примером такого преодоления является жизнь Долли Облонской, забывшей о себе ради детей. Трогательно описаны в романе сцены приготовления Долли с детьми к Причастию. Долли, свято чтившая семейные традиции, устраивает детям праздник души: «Петровками, в воскресенье, Дарья Александровна ездила к обедне причащать всех своих детей…Были сшиты, переделаны и вымыты платья, выпущены рубцы и оборки, пришиты пуговки и приготовлены ленты» [14, с. 267]. Растворяясь в детях, Долли не забыла и о своем наряде: «Прежде она одевалась для себя, чтобы быть красивой и нравиться; потом, чем больше она старелась, тем неприятнее ей становилось одеваться; она видела, как она подурнела. Но теперь она опять одевалась с удовольствием и волнением. Теперь она одевалась не для себя, не для своей красоты, а для того, чтоб она, как мать этих прелестей, не испортила общего впечатления. И, посмотревшись в последний раз в зеркало, она осталась довольна собой. Она была хороша. Не так хороша, как она, бывало, хотела быть хороша на бале, но хороша для той цели, которую она теперь имела в виду» [14, с. 267-268]. В Долли Облонской автор запечатлел лучшие качества женщины- матери, которые так и не проявились в Анне Карениной по отношению к дочери. Семья и дети – смысл жизни Долли, это и роднит героиню с простыми русскими женщинами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=