Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 91 оканчиваясь мужчиною, и оба – одно существо и общая жизнь; эта неисповедимая тайна, едва ли не миро-держущая (сочетание всего в мире) – вот брак!» [10, с. 125]. Предметом сложных размышлений у Розанова становится отношение христианской религии к полу, браку, семье. По его мнению, человек в семье освящается. «Поклонение полу должно быть таким, чтобы оно вверх подымало, а не вниз тянуло. Чтобы у нас была смутная надежда, слившись с любимой женщиной, стать лучше, чем были до того» [10, с. 96]. Там же читаем: «брак есть поклонение «невидимому свету», а пол, без которого немыслим брак, свят…Искусство жить в семье заключается в вынесении, в выбрасывании тотчас каждой соринки, которая в житейском быту попадает в нее со стороны, или, по несчастью и греховности человеческой природы, нарождается в ней же (семье)…Сущность чистого брака есть совершенная любовь» [10, с. 101]. Представляется, что в семье автор видит путь к счастью. «Семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно – это место самых горячих связей; духовно – это место совершенного идеализма» [10, с. 361]. По Розанову, семья есть «дом Божий», где «все вместе». Уважение, взаимная любовь должны связывать супругов в браке, так как «сущность чистого брака есть совершенная любовь; брак «свят», «религия» – когда бы в «истине» и «в любви»; а без любви, при обмане – «разврат»» [12, с. 132]. Далее Розанов замечает, что настаивать на продолжении брака, когда в нем умерла любовь и правда – «есть кощунство». «Это значит настаивать, заставлять, принуждать к разврату (не чистые соединения, ругательства перед Образом)» [12, с. 132]. В. В. Розанов считает, что брак без любви безнравственен. Согласно Розанову, в основе брака должно быть чувство любви, основанное на половом инстинкте в глубоком метафизическом его смысле: «Семьи, где сильно «животное» начало, где члены семьи сбиты в «кучу», копаются друг около друга, живут в теплой атмосфере дыхания, у них есть чувство серьезности, если не религиозности, разлившейся на самый ритм брака, его реальное и длительное существо. В такой семье дети почитают своих родителей, почитают именно религиозно, а не благодарят за квартиру и стол. Дети – религиозные существа и находятся в религиозной связи с родителями. Это как разбежавшиеся слова одной молитвы, связь которых уже непонятна. Но лишь в этой связи достигается существо ребенка, неразрывная связь мужа и жены, любовь до гроба» [18, с. 339]. Таким образом, философ считал семейный вопрос основным в общественной жизни; целомудрие – важной составляющей брака. Причины кризиса семьи видел в утрате мужчиной и женщиной традиционных принципов половой идентичности (следствие общего кризиса европейской культуры). Мы разделяем точку зрения В. В. Розанова, считавшего, что преодоление семейного кризиса возможно через возвращение женщине традиционной роли жены, матери. По мнению В. С. Соловьева, взаимоотношения мужа и жены в семье основаны на библейском понимании союза мужчины и женщины: «Не к какой- нибудь отдельной части человеческого существа, а к истинному единству двух

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=