Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 90 послушну и покурну, а к средним – любовну, а к меншим и ко убогим – приветну и милостиву» [4, с. 53]. На протяжении многих веков неоспоримо существовали идеалы «Домостроя». Уклад семейной жизни оставался патриархальным. Брак прекращал существование в связи со смертью одного из супругов или разводом. Со времен Петра I ушли в прошлое браки по принуждению, однако, в целом, сохранялись прежние традиции: жених спрашивал в первую очередь позволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только потом спрашивал согласия девушки. Обязательным атрибутом брака являлся институт сватовства. После петровских реформ в России был узаконен развод, но требовались серьезные причины для расторжения брака. С XVIII до середины XIX века в России можно говорить о доминировании малой индивидуальной семьи, что послужило предпосылкой «христианизации структуры русской семьи» [5, с. 91]. Проблема семьи в рамках идеалистической теории происхождения брака, по нашему убеждению, нашла отражение в творчестве В. В. Розанова, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. Рассмотрим исследования выдающегося философа В. В. Розанова, посвященные семье, семейным отношениям. Главным образом, Розанов проповедовал культ рождения и пола. Пол для философа – воплощение природного начала. В. В. Розанов выступал за религиозное оправдание семьи. Пол выступает реальностью не столько материальной, сколько духовной. В нем духовное и плотское объединяются. Такое единство сотворено Богом. По мнению В. В. Розанова, «семья никогда не делалась у нас предметом философского исследования, оставаясь темой богатого художественного (беллетристического) воспроизведения, поэтического восхищения…» [11, с. 1]. Философ стремился выявить «метафизику семьи, сохраняющую в себе мистическую концепцию потенциальности» [9, с. 22]. В книге «В мире неясного и нерешенного» Розанов В. В. указывает: «Сосредоточимся на целомудрии; оно есть черта именно и специально только пола; это – не качество ума, не особенность сердца, не принадлежность характера; это – уважение человека к своему полу, молчаливое и бережное отношение к нему, как к ненарушимо- святому в себе. Между высокими качествами ума и сердца нет, однако, ни одного, которое бы идентично было целомудрию: оно их превосходит всех именно каким-то небесным сиянием, от него льющимся» [10, с. 77]. Итак, целомудрие называется автором как черта пола. Автор возвышает брак, семью, собственно пол. Размышляя о целомудрии, приходит к выводу: целомудрие чаще свойственно женщине в браке, нежели деве. Семье, браку он придает философскую глубину. По Розанову, в браке происходит чадо-зачатие, чадо-вынашивание, чадо-рождение, чадо-воспитание. В этих фазах ключевой фигурой философ называет женщину. В. В. Розанов восхищался женщиной, благоговел перед ней. Он не сомневался в божественной равности полов. Философ считал, что брак есть «растворение мужчины в женщине и женщины в мужчине, так что первый есть уже полу-мужчина, оканчиваясь женщиною, и вторая есть полу-женщина –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=