Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 89 моногамная семья, фундаментом которой был христианский брак. Основополагающей характеристикой традиционной патриархальной семьи данного периода становится единство брачного, сексуального и репродуктивного поведения. Русская семья – мощнейший транслятор норм и ценностей, из поколения в поколение передающая представление о браке, прежде всего, как об институте духовных ценностей. Русский народ не сразу принял новые требования по отношению к браку. В XV-XVI вв. регулирование брачно-семейных отношений основывалось на нормах, фундаментом которых явились нормы обычного права; литературным памятником данного периода становится «Домострой» – свод правил, советов общественного, религиозного и семейно-бытового поведения. ««Домострой» выразил тенденцию развития отношений между мужем и женой в российской православной семье. Вместе с тем преодолеть элементы языческой борьбы полов православию оказалось весьма сложно. На практике предписанная христианской православной верой иерархия освящала и аргументировала деспотизм мужчины-отца, давала правовое основание для чисто языческого насилия над женщиной» [5, с. 88]. Мать и дети были несколько обособлены, но незримо ощущали власть отца. Детям предписывалось – послушание, любовь к родителям, забота о них. Забота о духовном и физическом состоянии всех членов дома – основная обязанность главы семейства; в обязанности жены входило занятие рукоделием и ведение домашнего хозяйства. Кроме того, мать должна была заниматься обучением и воспитанием дочерей, обучением сыновей занимался отец. В «Домострое» находим: «Первое – имети страх Божии и чистота телесная, яко ж впредь указано бысть. Востав от ложа своего, и очистив себя, и молебная совершив, и слугам дело указати дневное и всякому (рукоделью), и что работа дневная: ести варити, и которои хлеб печи, – и сама бы знала, как муку сеяти, как квашня притворити, и замесити и хлебы валяти, и испечи квасны и бухоны…» [4, с. 60]. Забота о детях в «Домострое» рассматривалась как совершенно естественное чувство, так же как и забота об их физическом состоянии. Главный долг детей – абсолютное послушание в детстве, юности и забота о родителях в старости. «А пошлет Бог у кого дети, сынове и дщери, и имети попечение отцу и матери о чядех своих; снабдети и воспитати в добре наказаниии: и учити их страху Божию, и вежеству, и всякому благочинию. И по времени, по детям смотря и по возрасту, учити их рукоделию, отцу – сынов, а матер – дщери, кто чему достоин, каков кому просуг даст Бог…Наказуи дети во юности – покоят тя на старость твою…Аще у богобоязнивых родителей и у разумных и разсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании… – те чяда с родителями своими бывают от Бога помилованы» [4, с. 49]. «Домострой» призывает членов семьи к соблюдению заповедей – основе благополучной жизни. «Да самому себе государю и жену, и дети, да и домочядцев учити не красти, не блясти, не солгати, не оклеветати, не завидети, не обидити чюжаго, не претися всуе, не осуждати, не бражничяти, не просмеивати, ни помнити зла, не гневатися ни на кого, и к болшим быти

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=