Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 88 Христианское понимание любви и брака отражено в Новом Завете, в посланиях апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны; и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется не правде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится. А теперь пребывают сие три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Kop. 13, 1-8, 13) [1, с. 1207]. В словах апостола Павла, прежде всего, отражена любовь к Богу. Но так как человек создан по образу и подобию Божию, то сущность любви переносится и на любовь супружескую. Дефиниция любви апостола Павла отражает степень духовного восхождения человека; сущность любви апостол трактует как «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14) [1, с. 1240]. Истинно любящий принимает любимого человека таким, каков он есть, каким создал его Бог. Идеалистическая теория брака получила развитие в православной части Европы и в России, «была включена в официальные восточные канонические сборники» [7, с. 32]. По мнению Иоанна Златоуста, сущность брака – глубочайшее духовно- нравственное единение мужа и жены, это союз любви и взаимного расположения: из двух существ разного пола как бы две нераздельные части одного существа в целях полного, самого внутреннего и самого живого их жизненного общения. Таким образом, идеалистическое понимание брака – стремление к совершенствованию, целостности, целомудрию, духовному единению. Реалистическая теория происхождения брака (цель брака, прежде всего, деторождение) в большей степени получила развитие на Западе среди латинских богословов. Эта теория «стала причиной официального отношения к браку в католицизме» [7, с. 30]. Согласно реалистической теории: «Matrimonium, то есть matris munus (букв. обязанность материнства), сущность брака указывает в материнстве» [17, с. 4]. В Западной Европе такая формулировка брачного союза в католицизме закрепилась на длительное время, стала господствующей. Кроме этого, к данному толкованию брака в развитии европейской правовой системы добавляется и представление о браке на основе брачного договора. Следовательно, католический брак – это, прежде всего, договор двух сторон о союзе, действующий до тех пор, пока живы вступившие в договор стороны. Возникновение христианской модели семьи в нашей стране (XII-XIV вв.) способствовало изменению отношений между супругами, супругами и детьми. Церковь ввела новую модель сексуально-брачных отношений, основанную на христианской любви с ограничением прелюбодеяния, наложничества, добровольного развода. Нормой семейно-брачных отношений становится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=