Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 87 назвать реалистической, другую – идеалистической. Первая смысл брака видит в размножении, в потомстве» [17, с. 3]. Согласно идеалистической теории, предназначение брака – стремление к совершенствованию, целостности. Последователи реалистической теории: Аристотель, Ф. Аквинский, И. Кант, Л. Г. Морган, А. Шопенгауэр и др. сущность семьи и брака видят в потребности размножения, то есть в деторождении. Сторонники идеалистической теории: Платон, Иоанн Златоуст, И. Фихте, Гегель, В. С. Соловьев видят источник брака не в сохранении своего существования в роде, а в стремлении к совершенствованию. Мы разделяем точку зрения С. В. Троицкого, который спор между идеалистической и реалистической теориями происхождения семьи решает в пользу брачного идеализма и утверждает, что «главная цель брака заключается в самих брачующихся, а не вне их и состоит в достижении «плиромы», блаженной полноты бытия, тогда как рождение имеет в нем второстепенное значение» [17, с. 16]. Автор отстаивает идеалистическую теорию брака. «Это метафизическое единение мужчины и женщины есть таинство, поскольку оно превышает категории нашего разума и может быть пояснено лишь сопоставлением этого таинства с таинством Церкви, а психологически это единение является источником таких чувств брачующихся, которые по самому своему характеру исключают вопрос о целях брака вне его самого, ибо эти чувства есть чувства удовлетворенной любви, а потому полноты и блаженства... В браке человек становится образом сверхиндивидуального, единого по существу, но троичного в лицах Бога» [17, с. 35]. Следовательно, на протяжении многих столетий русская семья ассоциировалась с высшей нравственной ценностью, сферой реализации любви, со стремлением к совершенству и целостности, полноте бытия. Стремление к совершенству, раскрывающему полноту бытия, отражено еще в Священном Писании: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2,18; 22-24). [1, с. 12]. Из этого следует, что в библейской трактовке замысел Бога о человеке не осуществим без сотворения помощницы-жены. Мужчина и женщина в онтологическом смысле представляют собой единое целое; ни одна из этих половинок не обладает абсолютной полнотой, пока при содействии благодати Божией единство их не будет достигнуто. И мужской, и женский пол (половинки единого целого) как божественное творение имеют равное достоинство. Взаимная ценность мужского и женского полов достигает своей полноты лишь в единении друг с другом. Иисус Христос, совершив первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской и претворив воду в вино, освящает своим присутствием брак, тем самым знаменуя преображение земной любви в любовь духовную. Значит, цель создания семьи, брака на земле – духовное единение супругов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=