Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 86 Для современного российского общества характерны структурные преобразования: наблюдается трансформация общественных ценностей, стереотипов, социальных институтов, в том числе института семьи. Чтобы оценить процессы, происходящие в семье на рубеже XX-XXI веков, необходимо глубоко изучить научный и философский подход к семье, при котором семью рассматривают как особый институт социализации личности, исторической трансляции морально-нравственных, культурных и духовных ценностей. Состояние современного института семьи интересует философов, антропологов, социологов, психологов, педагогов и других ученых. Семья требует пристального изучения, так как именно на семье и браке, в первую очередь, отражаются экономические, политические, социальные и другие преобразования. Современные исследования направлены на изучение кризисных изменений в семье, а также трансформаций на фоне достижений российского общества, путей преодоления кризиса семейно-брачных отношений. Поэтому обращение к данной теме актуально. Институт семьи в современном российском обществе переживает кризис (такой точки зрения придерживаются А. И. Антонов, С. А. Сорокин, Т. А. Гурко, Ю. А. Гаспарян и другие авторы). Мировоззренческие установки молодого поколения на институт семьи значительно отличаются от тех, которые закладывались веками, были несокрушимы. Исследования философов, в том числе осмысление историко- философского, философско-религиозного, философско-культурологического материала, способны создать целостную картину взглядов на семейно-брачные взаимоотношения. В семье находят отражение особенности ментальности человека, сложившиеся в рамках той цивилизации, представителем которой он является. В отечественной культуре семья формировалась как часть христианской культуры, принадлежащая к духовной реальности, к духовному бытию; духовная основа семьи – условие ее жизнеспособности. Именно в семье осуществляется межпоколенная трансляция культурных, духовных ценностей, традиций; семейные традиции апеллируют к образу жизни, а также к семейной культуре, присущей определенной местности и национальному этосу, определенным ценностям, которые являются составными элементами семейной культуры. Если в западноевропейских странах распространены, прежде всего, ценности индивидуализма (как в семье, так и в обществе), с доминированием рациональных регуляторов поведения, то в российских семьях исторически на первый план выходят духовные ценности семьи (как регулятор поведения) такие как: вера, целомудрие, верность, заботливость, взаимное уважение, терпение, жертвенность, самоотвержение, благочестие, родительство и др. По нашему убеждению, различный подход к предназначению семьи и брака, формированию семейных ценностей на Западе и в России связан с реалистической и идеалистической теориями происхождения семьи. С. В. Троицкий в исследовании «Христианская философия брака» основой семьи называет брак. В истории человеческой мысли автор выделяет две теории о браке, «красной нитью проходящие по всему ее течению. Одну можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=