Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 82 собой. Она является синтезом созданных человеком материальных и духовных ценностей. Взаимодействие с культурой составляет основу формирования человека как субъекта культуры, так как в процессе усвоения и присвоения культуры личность образовывается, воспитывается, развивается интеллектуально, духовно-нравственно и художественно-эстетически. В связи с этим освоение культуры представляет собой процесс достижения высокого качества личностного развития в процессе создания и восприятия культурных ценностей. При этом общество ответственно за оптимальность данного процесса. Центральным пунктом в обеспечении этой ответственности выступает система образования, являющаяся общественным институтом формирования личности как субъекта культуры. Без человека, воспринимающего культуру и ведущего диалог с ней, она существовать и развиваться не может. Это процесс выбора индивидом духовных ценностей, образа мышления. Обретение личностного образа называют культурной идентификацией. «Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и, творя ее», – считает Е. В. Бондаревская [2]. Личностная концепция наиболее близка современной педагогике с ее заботой преимущественно о формировании Человека культуры (Е. В. Бондаревская). Личностный аспект в понимании культуры рассматривает человека субъектом культурного развития, приемником культурного наследия, его творцом. Многообразные определения культуры выделяют в качестве важнейших ее особенностей воспроизводство человека как целостности. Отечественные психологи рассматривают культуру как спрессованный опыт тысячелетий, включающий культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Литература 1. Большой Российский энциклопедический словарь / ред.: А. Е. Махов, Л. И. Петровская, В. М. Смолкин. М.: БРЭ: Дрофа, 2003. 1888 с. 2. Бондаревская Е. В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 2009. № 6. С. 41-66. 3. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с. 4. Гуревич П. С. Философия культуры: учеб. пособие для студ. гум. вузов. М.: Аспект пресс, 1995. 286 с. 5. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 227- 235. 6. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. СПб.: Петрополис, 2003. 7. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=