Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 81 совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь ждущих потребителя или осознания. Она предполагает сознательную работу духа в целях усовершенствования и упорядочивания всего, что окружает человека. Концепция человека русских философов Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского утверждает обретение человеком своей духовной сущности через постижение культуры и творение ее. Поэтому по отношению к личности понятие « культура » характеризует уровень или степень усвоения общечеловеческих достижений. В этом смысле культура в полной мере проявляется в феномене интеллигентного человека , проявляясь в высокой внутренней культуре (Л. В. Маришук). Е. В. Бондаревская [2] считает, что в качестве цели современного образования, нужно рассматривать идею воспитания человека культуры – тип личности, сущностным центром которого являются субъективные свойства, определяющие меру личностной свободы, жизнетворчества, гуманности и духовности. Являясь центром культуры и выступая в качестве ее «продукта», «потребителя» и «творца», человек со всеми его потребностями, не только развивается, совершенствуется, но и становится соучастником культурного процесса, носителем, творцом новых элементов культуры, строит собственную жизнь с учетом общечеловеческих ценностей. Человек создает культуру и с ее помощью, в процессе овладения культурой и созидания ее, развивает самого себя. Культура создается не ради культуры. Как способ бытия человека она создается им для самотворчества, для осуществления самого человека, что наводит на мысль о том, по выражению К. Гирца, «что не существует природы человека, независимой от его культуры» [3, с. 131]. Человек, «питаясь» культурой, воспитывается, формируется, выращивается, культивируется. Таким образом, опираясь на утверждение, что культура и личность неразрывно связаны, проблема формирования личности всегда присутствовала в центре внимания исследователей культуры. С одной стороны, тот или иной тип личности формируется культурой. С другой стороны, личностью воссоздается, изменяется и открывается новое в культуре. Личность – движущая сила и создатель культуры, а также и главная цель ее становления. Для каждой личности по отношению к культуре можно определить несколько ролей: • личность как продукт культуры: усвоение правил, норм и ценностей культуры и общества; • личность как потребитель культуры: использование усвоенных норм и правил, языка, знаний в своей жизненной практике в форме стереотипов; • личность как производитель культуры: способность к творческому порождению новых культурных форм, к интерпретации уже имеющихся; • личность как транслятор культуры: передача другим людям информации о культурных образцах через воспроизводство их в своей жизни и деятельности. Следовательно, культура выступает в целом как явление синкретическое, как фон гармонических отношений человека с обществом, природой и самим

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=