Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 80 Л. Н. Коган [7] подчеркивает реализацию культурой сущностных сил личности. Он относит к сфере культуры ту деятельность, в которой человек реализует себя посредством раскрытия и опредмечивания в продуктах этой деятельности своих сущностных сил. Личностные (социологические) основания в трактовке культуры представлены в аспекте актуализации социальной природы человека. Здесь учитывается способ пребывания личности в социальном пространстве и времени, система качеств и характеристик, необходимых для реализации отношения личности к окружающему миру, природным и духовным потребностям. Ее авторы (Л. Н. Круглова, Л. Н. Коган, В. М. Межуев, С. А. Смирнов и др.) подходят к определению культуры с точки зрения человеческой личности, обозначают культуру как способ реализации ее сил и потребностей, духовного потенциала, стремления к самоопределению и саморазвитию. Приобщение человека к культуре развивается в двух направлениях: от общества к личности (социализация) и от личности к обществу (творческая активность субъекта, интериоризация). Следовательно, культура и человек находятся в единстве, они взаимоопределяемы . Так, М. С. Каган, который был убеждённым сторонником деятельностного подхода к определению культуры, в последних своих работах считал необходимым более чётко подчеркнуть антропологический аспект, он писал, что «…первая модальность культуры – то есть форма ее бытия – качества человека, которые не врожденны ему, а благоприобретены в ходе его жизни: его потребности, способности и умения, его знания, ценности и идеалы, его отношение к другим людям и самому себе» [6, с. 52] и что история культуры – это история развития духовных сил человека [6, с. 3]. Человек у М. С. Кагана выступает, с одной стороны, как творец культуры, создающий в своей опредмечивающей деятельности ее предметное бытие, а с другой – как творение культуры, развивающееся благодаря распредмечивающей деятельности, которая позволяет ему овладевать культурой и участвовать в ее дальнейшем развитии. Человек поистине является «сердцевиной культуры» (И. Ф. Гончаров), ее живым агентом, творцом созидателем, хранителем, посредником и потребителем культуры. Философ Л. Н. Сысоева, изучая механизмы взаимодействия личности с культурой, выделяет наиважнейшие уровни отношений: во-первых, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; во-вторых, она реализуется как носитель и выразитель культурных ценностей; и в-третьих, порождает культуру, являясь субъектом культурного творчества. Из этого следует, что культура необходимым образом связана с поведением и сознанием человека. Известный отечественный философ М. К. Мамардашвили в книге «Как я понимаю философию» (1990) подчеркивал, что культура существует не как данность (т.е. воплощенность и представленность ее в материальных и духовных предметах, что является необходимым, но не достаточным), а как заданность (т.е. возможность достижения при условии выполнения человеком некоторых требований к самому себе). Философ писал о том, что культура – это не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=