Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 79 В рамках семиотической концепции различные феномены культуры рассматриваются как составленные с помощью знаковых средств «тексты», как связанная последовательность символов и знаков, несущих в себе определенную информацию. Семиотическая концепция выявляет важные моменты и стороны в трактовке культуры, т.к. акцент делается на ценностно-смысловой и коммуникативной ее стороне. Благодаря знакам и символам, образование в контексте культуры отражает в себе все ее наследие, приобщаясь к которому личность познает и осмысливает культурное содержание, обучаясь на этих образцах, раскодирует ее смыслы. С середины 60-х гг. ХХ века в философии разрабатывается деятельностная концепция. Она интерпретирует культуру как комплекс устойчивых форм и способов деятельности, которые закреплены в человеческой практике и общественном сознании. Представители этой концепции (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, М. С. Коршунова, Э. С. Маркарян, В. С. Семенов) рассматривают культуру как проявление активной, разумной и созидательной природы человека, как высший уровень овладения им какой-либо областью деятельности. Деятельностное определение культуры было дано патриархом отечественной культурологии Э. С. Маркаряном, который выразил следующим образом взгляд на культуру: «Внутренняя природа культуры как феномена действительности может быть вскрыта лишь в том случае, если она будет рассмотрена в проекции на деятельность… Первоначально мы определили культуру как специфически характерный для людей способ деятельности и объективированный в различных продуктах результат этой деятельности » [12, с. 40-41]. Таким образом, как специфический способ человеческой деятельности, культура определяется как система внебиологически выработанных механизмов, стимулирующих, программирующих и реализующих активность людей в обществе, осуществляется наследование и передача опыта одного поколения другому. Указывая на взаимосвязь культуры и развития человека, В. С. Семенов [13] отмечает специфическую роль культуры, которая проявляется во взаимоотношениях человека с миром. С точки зрения философии, культура выступает как особый деятельностный способ освоения человеком мира. В это освоение включается весь внешний мир – природа, общество, а также и внутренний мир самого человека в отношении его формирования и развития. Деятельность – исходная сущностная характеристика человека, в процессе которой он удовлетворяет свои физические и духовные потребности. В результате разнообразной трудовой деятельности сначала стихийно, а потом все более сознательно создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, формируется эстетическое сознание. Следовательно, человеческая деятельность, как считает философ В.С. Семенов [13], выступает источником и основой культуры – порожденной человеком «второй реальности».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=