Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 78 в качестве собственных ориентиров потребностей, чувств, мыслей, действий (Н. Б. Крылова). При этом развитие культурной идентичности зависит от степени выраженности и интенсивности воздействия культурных эталонов на ребенка в ходе целостного процесса социализации, образования и воспитания, что обуславливает развитие эмоционально-ценностной, познавательной, регулятивно-волевой и иных сфер личности. Культуросообразность как принцип обучения впервые был разработан А. Дистервегом [5]. Был описан механизм действия данного принципа, который состоит в том, по мнению Адольфа Дистервега, что всякое состояние культуры народа есть базис, на основе которого развиваются последующие качества. Онтологические основания культуры трактуют ее как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт человечества. С точки зрения семиотики (с греч. emeion – знак), изучающей строение и функционирование знаковых систем, культура представляет систему кодов, символов, образующих искусственно созданную человеком реальность. Ее сторонники (К. Гирц, П. С. Гуревич, Б. А. Успенский) считают, что культура – это созданный человечеством комплекс значимых символов (слов, жестов, рисунков, звуков музыки и в целом любых материальных и чувственно воспринимаемых объектов), которые люди используют для придания смысла своему опыту и передачи последующим поколениям. Ю. М. Лотман [9, с. 395] считал, что культура – это созданный человечеством механизм, имеющий целью выработку и хранение информации. При этом, знаковая функция предполагает, что в культуре опыт фиксируется с помощью определенных знаков, например, для языка – это слова, буквы, иероглифы, для музыки – ноты, звуки, интонация, для изобразительного искусства – цвет, линия, форма. Свои мысли, чувства, представления человек объективирует, отделяет от своего тела через знаковые системы, в которые, как образно подмечает философ Л. К. Круглова [8], «укутано» все содержание культуры и смысл ее ценностей. Информационно-семиотическая концепция культуры наиболее ярко выражена в определении, данном американским антропологом К. Гирцем: «Понятие культуры... обозначает исторически передаваемую систему значений, воплощенных в символах; систему наследуемых представлений, выраженных в символических формах, посредством которых люди передают, сохраняют, развивают свое знание и жизни и отношение к ней» [18, с. 106]. Интересной для нашего исследования является точка зрения ученого на содержание информации, получаемой человеком от предков. К. Гирц делит ее на два блока – этос и картину мира. Понятие «этос» объединяет этические, эстетические и аксиологические аспекты культуры, образующие основу отношения данного народа к себе и миру. Картина мира – это представления о формах существования объективной реальности, способ понимания природы, человека, общества, идеи об устройстве мироздания. Культура передает социальный опыт, облекая его в специфические знаковые системы, которые человек в процессе развития раскодирует по определенным смыслам .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=