Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 73 Среди трудностей включения в студенческое сообщество анкетируемые указали «климат» (26,2%), «нежелание студентов из других стран общаться в бытовых ситуациях» (21,4%), «непривычную еду» (19%), «плохие жилищно- бытовые условия» (16,7%). Примечательно, что 16,7% студентов не испытывают трудностей, связанных с включением в студенческое сообщество. Подобные ответы могут свидетельствовать о достаточно благоприятном климате, сформированном в ТГПУ им. Л. Н. Толстого с целью интеграции иностранных студентов. При ответе на последний вопрос анкеты, направленный на выявление негативных последствий языкового барьера, две трети учащихся (66,7%) отметили, что языковой барьер препятствует, в первую очередь, усвоению учебной информации, и только одна треть (33,3%) указала на то, что плохое знание языка затрудняет их общение в бытовых ситуациях и в рамках университетских проектов и мероприятий. А это означает, что решение об участии/неучастии в мероприятиях не принимается учащимися с позиций наличия языкового барьера как тормозящего фактора. Результаты анкетирования, таким образом, подтверждают наше убеждение в том, что разработанная и реализуемая на протяжении многих лет социально и культурно ориентированная программа, основанная на диалоге культур, позволяет говорить о сформированной в вузе поликультурной образовательной среде: содействующей развитию у учащихся представлений о культурном многообразии, способствующей их социокультурной и этнокультурной идентификации, формирующей толерантное отношение к представителям других этносов и культур, а также развивающей умения и навыки конструктивного и эффективного взаимодействия с представителями иных культур. Литература 1. Батарчук Д. С. Развитие личности в условиях многонационального общества // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations – IEIR2012 / под ред. Э. Р. Хакимова. Ижевск: УдГУ, 2012. Ч. 2. С. 134-143. 2. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А., Шульгина Н. П. Формирование поликультурной языковой личности иностранного студента в процессе обучения русскому языку как иностранному // Филология и культура. 2015. № 2 (40). С. 308-313 3. Ваулина Л. Н. Международная неделя «Диалог культур – культура диалога» – 2010 // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Т. 16. 2010. № 4. С. 254-259 4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=