Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 72 обоснован неполной социальной адаптацией в образовательной среде России (как иностранной, отличной от родной, так и, в принципе, к системе высшего образования, имеющей специфические характеристики при сравнении с системой среднего образования). Студенты показывают достаточно высокий уровень рефлексии при осознании своей национально-культурной идентичности, сопоставляя особенности русской культуры и культуры, носителями которой они являются. В рамках одиннадцатого вопроса мы попросили учащихся в форме открытого ответа указать три отличия их родной культуры от русской (сопоставление с иными культурами не являлось целью данного исследования, но представляется достаточно интересным дальнейшее проведение параллелей со всеми культурами, с которыми отдельно взятый студент имеет возможность познакомиться за время обучения в России; подобное сравнение может стать базисом для дальнейших научных изысканий). На первое место респонденты поставили отличия в национальной одежде (59,6%), на втором месте оказалась национальная кухня (40,5%), на третьем месте (35,7%) – традиции этикета и воспитания, четвертое место (31%) поделили «праздники» и «литература и язык». Также среди ответов значились искусство и танцы, религиозные традиции, значимость культа предков. Непосредственно вопросу адаптации были посвящены четыре последних вопроса анкеты. Любопытно констатировать, что 54,8% студентов поставили «климат» на первое место в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям проживания в России, и на второе место (26,2%) в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям обучения в вузе. В похожей зависимости оказался фактор «плохое знание языка»: наибольшее количество выборов (38,1%) он получил в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям обучения в вузе, и на втором месте в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям проживания в России, его указали 16,7% учащихся. Среди всех анкетируемых 16,7% и 26,2% соответственно отметили, что им ничто не мешает адаптироваться к условиям проживания в России и к условиям обучения в вузе. Важно подчеркнуть отсутствие среди ответов студентов такого фактора, как «негативное отношение со стороны местных жителей» при ответе на вопрос о том, что мешает адаптироваться в России, и, соответственно, «отрицательное отношение русских студентов» – при ответе на вопрос о факторах, мешающих адаптироваться к обучению в университете. Наименьшее количество выборов (по 7,1%) набрали также ответы «бытовые условия», «питание» и «менталитет людей». Таким образом, оптимальному протеканию процесса социально-культурной адаптации в системе высшего российского образования мешают не факторы, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса, а окружающие реалии действительности, что утверждает нас в мысли о том, что разработанная в вузе комплексная программа помогает «снимать» наиболее остро стоящие проблемы и акцентировать внимание иностранных учащихся на позитивных компонентах в структуре принимающего их социума.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=